Болят ноги после пуант
Недавно мы получили такой вопрос от зрительницы:
«Балерины остаются с изувеченными и деформированными ногами при постоянной работе?
Или есть какие-то новые технологии в производстве пуант, которые практически устранили этот недостаток?»
У каждого человека индивидуальное строение стопы, которое во многом определяет предрасположенность к танцу на пуантах (женский танец).
Различают несколько видов передней части стопы (по книге Дж. С. Хавилера «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки»):
1.
греческая стопа — большой палец короче второго, но длиннее третьего
2. египетская — длина пальцев уменьшается от большого к среднему
3. квадратная стопа — первые три пальца примерно одной длины
Во время танца на пуантах пальцы должны выдерживать вес тела балерины (50-55 кг) на нескольких квадратных сантиметрах. В идеале для танца на пальцах необходима египетская стопа, когда пальцы не мешают друг другу и принимают вес всего тела почти равномерно. Такое строение далеко не у всех, и все равно все девочки в училищах занимаются на пуантах. К чему приводит танец с фалангами пальцев разной длины?
За годы работы в балете (8 лет школы+20 лет в театре) фаланга самого длинного пальца изгибается до «шарнирного» положения, тем самым вызывая дискомфорт, мозоли и натоптыши. У каждой артистки свои способы «укладывания» стопы в туфельку. Есть различные вкладыши и разделители, вата, которые можно положить на дно пуанта, тем самым уменьшить пустоту. Здесь изобретательность балерин не ограничена.
Особенно распространены так называемые косточки на больших пальцах, которые, кстати, могут появиться не только у артистов балета. Данная патология может привести к уходу из профессии. Стопа больше не может принимать форму балетной туфельки (не помещается, потому что большой палец смещен в сторону, и шаровидный сустав увеличен), становится сложно вставать на полупальцы. Существуют утягивающие бинты, которые могут стянуть пальцы до нужного размера, можно подобрать большую полноту пуант. Но неправильное положение стопы приводит к еще большим мозолям, и все это сопровождается «неправильной» болью, которая приводит к травме.
Даже при гармоничной длине пальцев неизбежны изменения фаланг пальцев от работы в балете: они скрючиваются, становятся толще, грубее, обрастают мозолями. Но явных предвестников травм из-за природного строения нет, главное-правильно работать с такими стопами и не довести до травмы.
Кроме суставов страдают еще и ногти на ногах, поэтому важно не допускать их врастания.
Многие балерины обматывают каждый палец пластырем перед работой чтобы, избежать кровавых мозолей.Поэтому опознать балерину после ухода со сцены всегда можно по ногам и стопам.
Что касается технологий изготовления балетной туфельки, то наблюдать прогресс за последние 100 лет можно колоссальный. Правда, нагрузки артисток все увеличиваются, пальцевая техника становится сложнее. Кажется, что даже в самых удобных пуантах с высоким поглощением ударов нагрузка на пальцы останется неизменной: придется выдерживать вес всего тела + вес с прыжком.
Сегодня производители пуант уже предлагают для уменьшения трения стопы в туфельке
силиконовые или тканевые вкладыши, разделители для пальцев. Возможно, придумают что-то еще.)
Пишите свои вопросы в комментариях или на почту: balletvsem@yandex.ru
До встречи!
Другие статьи:
Как балерина ломает стопу
Как балерина надевает пуанты
Из чего сделаны пуанты
Поддержать канал «Всем балет!» можно по ссылке. Спасибо!
Источник
Ãîä íàçàä, îäíà çíàêîìàÿ, ïðèñëàëà ìíå ôîòîãðàôèþ, íà êîòîðîé «êðàñîâàëèñü» áàëåòíûå íîæêè. Êàðòèíêà ñîïðîâîæäàëàñü âîïðîñîì: «Ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê?».
Âîò ýòà ôîòîãðàôèÿ.
Åå àâòîð ôîòîãðàô è áàëåðèíà Òåàòðà êëàññè÷åñêîãî áàëåòà Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà Äàðüÿí Âîëêîâà. Óâèäåâ ôîòîãðàôèþ, â ìîåé ãîëîâå âîçíèê òîëüêî îäèí âîïðîñ:» Ýòî êàê íàäî íå óâàæàòü ñåáÿ è íå ëþáèòü ñâîè íîãè (êîòîðûå êñòàòè êîðìÿò) ÷òîáû äîâåñòè èõ äî òàêîãî ñîñòîÿíèÿ?»
Ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ, ìíå ïðèáëèçèòåëüíî ñ òåì æå âîïðîñîì, ïðèñëàëè åùå îäíó ôîòîãðàôèþ. Âîò ýòó. Ýòî âîîáùå óæàñ êàêîé-òî. Â ðîäíîì òåàòðå ÿ òàêèõ íîã íå âèäåëà. À ãëÿäÿ íà òî, êàê ïóàíò ñèäèò íà ëåâîé íîãå, ñêëàäûâàåòñÿ îùóùåíèÿ ÷òî òóôåëüêà-òî ñ ÷óæîé íîæêè.
À áóêâàëüíî íà äíÿõ, äàâàÿ èíòåðâüþ îäíîìó ìóçûêàëüíîìó èçäàíèþ, ìíå ïðî÷èòàëè âîïðîñ èç èíòåðíåòà: «À ïðàâäà, ÷òî ó áàëåðèí íîãè âñåãäà â ñèíÿêàõ è êðîâîïîäòåêàõ?» Òèïà êàê ó ôóòáîëèñòîâ è êîãî-òî òàì åùå.
Òàê âîò… Íåò, ýòî íåïðàâäà!
Äâà äíÿ íàçàä ÿ ïîêàçàëà ýòè è äðóãèå ïîõîæèå ôîòîãðàôèè ñâîèì êîëëåãàì â òåàòðå. Âñå áûëè â øîêå îò óâèäåííîãî. È ðåàêöèÿ áûëà ïðàêòè÷åñêè îäíà. «Ýòî êàê íàäî íå ëþáèòü ñâîè íîãè». «Ýòî áîëüíûå íîãè» (â ñìûñëå èìåþùèå êàêèå-ëèáî çàáîëåâàíèÿ, ãðèáîê íàïðèìåð).
Íå çíàþ ãäå ôîòîãðàôû, âûêëàäûâàþùèå ïîäîáíûå ôîòîãðàôèè, ýòè ñàìûå áàëåòíûå íîãè íàõîäÿò. Î÷åíü õî÷åòñÿ ïîñìîòðåòü íà ýòèõ áàëåðèí. ß âèäåëà íå÷òî ïîäîáíîå, íî ó ëþäåé ê áàëåòó íèêàêîãî îòíîøåíèÿ íå èìåâøèõ.
À òåïåðü ÿ õî÷ó ïîêàçàòü âàì íîæêè áàëåðèí Áîëüøîãî òåàòðà. Áîëüøîå ñïàñèáî òåì, êòî ñîãëàñèëñÿ ïðèíÿòü ó÷àñòèå â «ôîòîñåññèè».
Íèêàêèõ ñèíÿêîâ, êðîâîïîäòåêîâ è ïðî÷èõ ñòðàøèëîê.
Ìîçîëè… Òàê è íå ó áàëåðèí îíè áûâàþò.
Íèêàêèõ ñèíÿêîâ, êðîâîïîäòåêîâ è ïðî÷èõ ñòðàøèëîê.
Ìîçîëè… Òàê è íå ó áàëåðèí îíè áûâàþò.
Íîãè íàòèðàþò íå òîëüêî áàëåòíûìè òóôëÿìè. Ñòèðàþò èõ è ïðîñòîé îáóâüþ. ß êñòàòè, ïîñëåäíèé ðàç ñòèðàëà ïàëüöû áàëåòíûìè òóôëÿìè ëåò 15 íàçàä. À âîò îáû÷íîé, æèçíåííîé îáóâüþ, ïðîøëûì ëåòîì.
Ïåðåä âûõîäîì íà ñöåíó, àðòèñòêè — áóäü òî ñîëèñòêè èëè àðòèñòêè êîðäåáàëåòà — â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè çàêëåèâàþò ñâîè íîãè, ÷òî áû èõ íå ñòèðàòü. Õîòÿ ïîðîé è ýòè ìåðû íå ñïàñàþò. Íî òàêîå áûâàåò ðåäêî, îñîáåííî åñëè î ñâîèõ íîæêàõ çàáîòèòüñÿ.
È êîñòî÷êà íà áîëüøîì ïàëüöå áûâàåò íå ó âñåõ. È íèêàêèì îáðàçîì ýòî íå ñâÿçàíî ñ áàëåòîì.
È òåìíûå ïÿòíà íà íîãòÿõ òîæå. Îäíàæäû îòòàëêèâàÿñü îò áîðòèêà â áàññåéíå, ÿ ñäåëàëà ýòî êðàéíå íåóäà÷íî, è ïîòîì öåëóþ íåäåëþ õîäèëà ñ ïîñèíåâøèì íîãòåì.
Òàê ÷òî íå âåðüòå òåì, êòî ãîâîðèò, ÷òî íîãè áàëåðèí ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êðîâàâîå ìåñèâî. È òàêîå ÿ òîæå ñëûøàëà. Êàê âèäèòå íè ñèíÿêîâ, íè êðîâîïîäòåêîâ.
Ïðîñòî ñâîè íîæêè íàäî ëþáèòü, çà íèìè íàäî óõàæèâàòü.
P.S. È åùå… Íå ñòîèò çàáûâàòü îäíó ïðîñòóþ âåùü: ëþáàÿ áàëåðèíà, âíå çàâèñèìîñòè îò ñòàòóñà, ðåãàëèé, ïîëîæåíèÿ (âåäóùàÿ áàëåðèíà èëè àðòèñòêà êîðäåáàëåòà) â ïåðâóþ î÷åðåäü æåíùèíà. È êàê ó ëþáîé æåíùèíû, òî êàê âûãëÿäÿò åå íîãè çàâèñèò èñêëþ÷èòåëüíî îò åå îòíîøåíèÿ ê ñåáå — ëþáèìîé èëè íåëþáèìîé.
Источник
Стопы балерин являются объектом пристального внимания с тех самых пор, когда легкую ножку танцовщицы увидели без балетной обуви — пуант. Годы работы в балете оставляют отпечаток на ногах танцовщика, и, к сожалению, этот процесс иногда необратимый.
Стопа принимает на себя нагрузку всего тела, а это в среднем 45-55 кг на 2 квадратных сантиметра (если танец на пальцах).
Стопа человека состоит из 28 костей (предплюсневые, плюсневые, фаланги и пальцы). Пальцы в свою очередь разделяют по их длине на разные типы. Есть много вариантов этой классификации, остановимся на этой:
С античности и до эпохи Возрождения греческий тип стопы считался эталоном красоты. Для балета наиболее приемлема римский тип пальцев, потому что одинаковая длина позволяет равномерно распределить нагрузку на пальцы.
Итак, какие видоизменения стопы происходят у артистов за годы работы в балете?
1. Распластанность переднего отдела стопы (поперечное плоскостопие). С детства артист балета опирается на передний отдел, а не на всю стопу. У танцовщиков (мужчин в балете) ослабевают подошвенные мышцы и опускается внутренний свод стопы. У балерин продольный свод не опускается, потому что положение стопы в пуантах укрепляет подошвенные и голеностопные мышцы.
2. Отклонение большого пальца наружу. Это происходит в связи с расхождением плюсневых костей и ослаблением сгибателя пальца из-за узкой балетной обуви и положения стопы на пуантах.
3.«Рабочая» гипертрофия костей стопы, т. е. утолщение костей второго и третьего пальца (выглядят как мозоли). Это приспособление костей стопы в ответ на нагрузку во время всей сценической жизни артиста.
Такое видоизменение, кстати, обратимо: после завершения карьеры и снижения нагрузок, толщина кости частично возвращается к исходному виду.
4. Натоптыши и омозолелости.
5. Ранние признаки старения стопы: разрастание костей по краям, деление одной кости на доли. Эти явление обнаруживаются у балерин к 30 годам.
6. Планталгия — боль на подошвенной поверхности стопы, возникающая в центре стопы в результате большой нагрузки и нефизиологического положения стопы в пуантах.
7. Продольное или поперечное плоскостопие возникает из-за нагрузок, слабости связочного аппарата и неудобной обуви.
8. Вросшие ногти при коротком подстригании ногтевой пластины.
Нередко деформации стопы ведут к травмам, несовместимым с профессией. Поэтому стопам должно уделяться должное внимание и уход.
- Для предупреждения плоскостопия показан массаж стопы.
- При начальном увеличении кости большого пальца необходимы профилактические мероприятия: теплые ванны, гимнастика в теплой воде, ношение поролонового разделителя между первым и вторым пальцем.
- При изменениях второго пальца рекомендуется обматывать его пластырем во время тренировок.
- От натоптышей — теплые ванны с питьевой содой и мыльным раствором. Омозолелая кожа размягчается и удаляется гигиенической пилкой, после чего смазывается кремом.
- При болях на подошвенной поверхности стопы лечебный эффект дают теплые ванны, полуспиртовые компрессы и массаж.
Не стоит пугаться списка последствий для голеностопа в балете, потому что при правильной работе в зале, а затем правильном ежедневном уходе за стопами танцовщики могут сохранить трудоспособность стоп на долгие годы.
Берегите свои стопы!)
Поддержать канал «Всем балет!» можно по ссылке. Спасибо!
Источник
Профессиональный риск и заболевания
Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины — самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.
Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, переломы костей ног, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.
Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.
Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.
Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного дерматита — высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, тромбофлебиты,варикозы и разрывы вен с последующими кровотечениями.
Особенности строения и внешнего вида ног
Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.
Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.
Ноги балерины без профессиональной обуви — пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.
Источник
Автор:
11 апреля 2018 10:09
Молодая балерина из Санкт-Петербурга по имени Яна Черепанова не так давно стала звездой Интернета. Всё благодаря gif-картинке, опубликованной на развлекательном портале Reddit. На ней Яна спокойно стоит на одной ноге на качающемся диске и даже делает простые балетные движения.
Источник:
Некоторые пользователи сразу предположили, что девочка из России, главным образом судя по виду лестничного пролёта за её спиной. И они оказались правы. Зовут маленькую акробатку Яна Черепанова , ей 13 лет, и живёт она в Санкт-Петербурге, где учится в Академии русского балета им. Вагановой — одной из старейших балетных школ мира, из которой в своё время выпустились такие известные танцоры как Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Михаил Барышников и многие другие.
Источник:
Яна ведёт инстаграм, куда часто выкладывает ролики, в которых демонстрирует свои умения. На некоторых из них может показаться, что у неё сломана нога, но это специально отработанный навык, который на балетном жаргоне называется «иксовые ноги». Он считается признаком высокого мастерства, но достичь его очень сложно и опасно для здоровья.
Источник:
Яна, как рассказала её мама Ольга Черепанова итальянскому изданию Derivati Sanniti, занимается балетом с четырёх лет. На занятия танцами девочку отвела мама, и, по её словам, это было случайное решение.
«Нет никакой сказочной истории о том, как мы открыли её талант к балету. Увидела случайно где-то объявление о наборе в балетную школу и решила попробовать. Яна прошла отбор в местный балетный театр, но с самого начала отличалась от других детей. Она была очень внимательной и очень серьёзно относилась к занятиям. Даже странно было видеть в ребёнке такое усердие.»
Источник:
Особенно завораживающе девочка выглядит на тех фото, где она в платье.
Источник:
В девять лет Яна уже стала примой-балериной театра Екатеринбурга, где жила семья. А так выглядело её выступление в том возрасте.
Источник:
Яна уже тогда мечтала учиться в академии Ваганова, и в августе 2014-го родители собрались везти дочь поступать туда. Но бабушка девочки заболела, и пришлось потратить деньги на поездку и её лечение. Спустя год семья Черепановых запустила краудфандинговую кампанию на IndieGoGo, чтобы переехать в Санкт-Петербург, так как средств на билеты и жильё там не хватало.
В то время Яне очень помогло то, что её заметил балетный фотограф Жене Шиавон, который опубликовал снимки с девочкой на своей странице, что позволило родителям собрать больше денег на переезд. Так в десять лет Яна оказалась в академии, где большинство детей были старше её на год, и поэтому сначала испытывала трудности.
Источник:
«Она очень беспокоилась, что была недостаточно высокой. Почти все девочки в её классе были выше, потому что были старше, но мы никак не могли на это повлиять, поэтому просто ждали, — рассказывает Ольга Черепанова.»
Теперь девочка выросла и успешно покоряет вершины балетного мастерства, а её мама мечтает о том, чтобы увидеть её на мировой сцене.
Источник:
«Я хочу, чтобы она упорно работала, была хорошей девочкой и стала балериной. Но если честно, хочу, чтобы она была суперзвездой и её хотели иметь у себя все театры мира. Каждый родитель хочет такого для своего ребёнка, поверьте.»
Яна действительно упорно работает и не прекращает заниматься даже на эскалаторах.
Источник:
Упорство Яны оправдывается. На Рождество она получила шанс станцевать роль Маши в балете «Щелкунчик».
Источник:
Юная балерина демонстрирует идеальную балансировку при фуэте в очень замедленном варианте – адски сложный прием
От некоторых видео по спине могут побежать мурашки, потому что выглядят они жутковато с точки зрения тех, кто с балетом не знаком
А некоторые ролики Яны впечатляют своей красотой
Еще несколько крутых видео с девочкой:
Источник:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Источник