Какое колено болело у воланда
«Воланд пристально поглядел на нее и пододвинул к ней колено.
Горячая, как лава, жижа обжигала руки, но Маргарита, не морщась,
стараясь не причинять боли, втирала ее в колено.
— Приближенные утверждают, что это ревматизм, — говорил Воланд, не
спуская глаз с Маргариты, — но я сильно подозреваю, что эта боль в колене
оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко
познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на
чертовой кафедре».
Неамбивалентное сочетание в образе Воланда
сатанинского с божественным, его заболевание
сифилисом — все это дает основание полагать,
что в образе этого персонажа Булгаков вывел
реальную личность.
Альфред Барков
…ну зачем, спрашивается, Булгакову потребовалось наделять Воланда признаками застарелого заболевания
сифилисом?
Этот фактор то ли остался незамеченным исследователями, то ли они брезгливо проигнорировали его; но то, что Булгаков не только привел четкие клинические признаки этой болезни, но и сделал это с фактической ссылкой к своему роману «Белая гвардия», заставляет задуматься.
Как! Воланд — сифилитик?!! Нет, это уж слишком! — так наверняка воскликнет негодующе маститый булгаковед, издавший не одну работу на эту тему. И будет неправ. Ведь автор «Мастера и Маргариты» был не просто врачом — он практиковал на дому (на том самом Андреевском спуске, 13) именно как венеролог; и свой специфический опыт он не один раз использовал в своих произведениях.
В «Белой гвардии» содержатся три колоритнейших описания симптомов этой болезни. Давайте же перечитаем их вместе.
Вот графоман Русаков, разглядывая в зеркале свою грудь, украшенную сыпью, которой его одарила некая Лелька, сокрушается: «Пройдет пятнадцать лет, может быть, меньше, и вот разные зрачки, гнущиеся ноги, потом безумные идиотские речи, а потом — я гнилой, мокрый труп». Алексей Турбин, на прием к которому попал Русаков, «внимательнейшим образом вгляделся в зрачки пациенту и первым долгом стал исследовать рефлексы. Но зрачки у владельца козьего меха оказались обыкновенные, только полные одной печальной чернотой».
Внимательный читатель уже обратил, наверное, внимание на то обстоятельство, что доктор Турбин стал искать признаки сифилиса «первым долгом» не на коже пациента, а именно в его зрачках. Что же касается доктора Булгакова, то с его точки зрения этот симптом настолько общеизвестен, что незадачливый персонаж его первого романа еще до визита к доктору уже знал наперед о предстоящих изменениях в своих зрачках.
Теперь — третий эпизод с люэсом в той же «Белой гвардии» — налет банды сифилитиков на беднягу Василису, жившего в одном доме с Турбиными: «Один глаз его поразил сердце Василисы, а второй, левый, косой, проткнул бегло сундуки в передней».
А вот строки из опубликованной в 1926 году автобиографической булгаковской повести «Звездная сыпь»: «Я, вероятно, увижу этого Семена с гумозными язвами у себя на приеме. Цел ли у него носовой скелет? А зрачки у него одинаковые? Бедный Семен!»
А теперь — строки из «закатного» романа того же писателя (о Воланде): «Два глаза уперлись Маргарите в лицо.
Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».
Сравните, читатель, все эти выдержки; вывод о том, что в контексте литературного творчества доктора Булгакова разные глаза и хромые ноги являются следствием сифилиса, очевиден.Примем за аксиому, что описывая признаки болезней, М.А. Булгаков опирался на свой врачебный опыт.
Некоторые считают, что Михаил Булгаков, врач по образованию, в «Мастере и Маргарите»
описал реактивный артрит, им болел Воланд.
«Намеком на то, что это болезнь Рейтера (именно так называют реактивный артрит врачи) служит рассказ Воланда о том, что болью в колене одарила его «одна очаровательная ведьма», то есть началась болезнь с мочеполовой инфекции. Другое подтверждение диагноза — слепота Воланда на один глаз, это еще один симптом этого вида артрита».
Слепота на один глаз не характерна для реактивного артрита. Чаще всего (в 50% случаев) реактивный артрит сочетается с
коньюнктивитом. Последний слепоту не вызывает.
В 12% случаев реактивный артрит может сочетаться с передним увеитом, который в этом случае обычно протекает
благоприятно, хотя, вызвать слепоту может.
Другие, более редкие глазные проблемы при синдроме Рейтера: склерит, катаракта, глаукома, кератит, папиллит,
отек сетчатки и диска зрительного нерва и васкулит сетчатки.
Интесна мысль о том, что у Воланда могло быть сочетание сифилиса и реактивного артрита.
Известно, что сочетание гонореи и реактивного артрита в то время часто диагностировали как одну болезнь — гонорею. От этой путаницы, кстати, произошел термин keratoderma blennorrhagica (кератодерма при реактивном артрите, которую по традиции называют гонорейной).
Или вторичный сифилис, мимикрирующий под реактивный артрит. Такие варианты возможны.
В любом случае, с большой долей вероятности мы можем считать, что автор «Мастера и Маргариты» писал о
возможном сифилисе у Воланда.
© mmed16
Источник
Иван Иванович, исполненный алкогольного достоинства, за третьим разом взял приступом эстраду и доложил такое:
– Прежде чем говорить о Международном дне, скажем несколько слов о венерических болезнях!
М. Булгаков, «Праздник с сифилисом»
Воланд. Иллюстрация Николая Королёва
Вы помните, что у Воланда разные глаза? А что он страдает от болей в колене и даже иногда прихрамывает? А вы знаете, что разные глаза и хромота это традиционные признаки дьявола? Наделять своего героя этими качествами, понятными проницательному читателю, понадобилось Булгакову именно для того, чтобы подчеркнуть его, Воланда, инфернальность.
Таким образом, понятно, почему хромает Воланд. Теперь давайте попытаемся разобраться, отчего? От того, что был сброшен богом на землю и сломал ногу, как учит библейская легенда? Сам Воланд говорит, что «ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда». Да и вообще, он далеко не канонический христианский дьявол. Так что хромая нога – это не последствие низвержения на землю, а всего лишь аллюзия на его происхождение. Так откуда у него эта хромота – de facto? И отчего же у него все-таки разные глаза? Да, это признак сатаны, но почему у сатаны они разные? Булгаков со свойственным ему юмором предлагает разгадку: Воланд болен… сифилисом.
Да-да, разные глаза — один из симптомов этого неприятного инфекционного заболевания, иначе называемого люэсом, вызываемого микроорганизмом вида Treponema pallidum подвида pallidum, относящимся к роду Treponema, семейству спирохет. Я вижу, что у людей часто вызывает недоверие информация о том, что причиной разных глаз может являться сифилис. В самом деле, ведь иногда встречаются люди, у которых, скажем, левый глаз карий, а правый зеленый. Это связано с особенностью пигментации радужной оболочки, но, разумеется, никак не с сифилисом. Однако же у Воланда глаза отличаются друг от друга не просто цветом. Известно, что застарелый сифилис часто характеризуется явлением, называемым Argyll Robertson Pupil — отсутствием зрачкового рефлекса, причем не обязательно сразу в обоих глазах. Иначе говоря, один из зрачков не сокращается под воздействием света. А теперь вспомним, как изображает Булгаков глаза Воланда: один-то нормальный, зеленый, а вот второй — «пуст, черен и мертв». Именно так можно описать неестественно расширенный зрачок пораженного
люэсом глаза.
Вообще, хочется заметить, что разные глаза как признак сифилиса довольно часто можно встретить в произведениях Булгакова. Например, в рассказе «Звездная сыпь» врач вспоминает о неком Семене, страдающем этим недугом: «Цел ли у него носовой скелет? А зрачки у него одинаковые? Бедный Семен!» Или в «Белой гвардии»: доктор Турбин, осматривая сифилитика, первым делом «внимательнейшим образом вгляделся в зрачки пациенту. Но зрачки у владельца козьего меха оказались обыкновенные». Вообще, в те годы сифилис был довольно распространенной болезнью, и тогда, в отличие от сегодняшнего дня, разные глаза были общеизвестным и очевидным его симптомом. Даже упомянутый пациент еще до посещения врача знает о том, что его ждет: «Пройдет пятнадцать лет, может быть, меньше, и вот разные зрачки, гнущиеся ноги, потом безумные идиотские речи, а потом — я гнилой, мокрый труп».
Да и сам Воланд вполне откровенно говорит Маргарите о своей болезни: «Приближенные утверждают, что это ревматизм, но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре». На Брокенских горах традиционно собираются на шабаш ведьмы для празднования Вальпургиевой ночи. А непременным атрибутом ведьминских шабашей, как известно, являются сексуальные оргии, на которых ведьмы отдаются дьяволу. Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: какую же болячку могла «оставить на память» ведьма, с которой «близко познакомился» на шабаше Князь тьмы? Что? Ответ досрочный?
Да, в самом деле, запущенный сифилис характеризуется повреждением хрящевой и костной ткани, причем нередко именно нижних конечностей (гуммозные повреждения часто возникают как раз в области колена). При этом больной испытывает сильную ноющую боль. Кроме того, повреждение хрящевой ткани отражается и на гортани, что проявляется в характерной сифилитической хрипоте. Вспомним, что голос Воланда «на некоторых словах давал оттяжку в хрип».
Кстати, Азазелло тоже страдает этим недугом, причем даже в большей степени, чем его господин. Гнусавый голос, бельмо на глазу, опять-таки хромота. В ранних редакциях романа симптомы люэса были даже еще очевидней: у него, бедняги, даже провалился нос и вытек глаз, а Булгаков прямо называл его голос то хриплым сифилитическим, то гнусавым, но опять-таки сифилитическим.
Некоторые возражают, что каждый из этих признаков можно найти и у людей, и не больных венерическими болезнями. Да, каждый признак в отдельности мог бы и не значить ничего. Повторю – в отдельности. Но все вместе они складываются в совершенно явную картину. И даже если бы Булгаков – предположим такое – наделил свиту симптомами сифилиса совершенно случайно, не имея ничего в виду, то все равно он – профессиональный врач-венеролог (а если еще точнее, сифилидолог) – не мог бы не заметить нарисованной им самим картины.
Итак, у Воланда в самом деле венерическая болезнь? Казалось бы, есть неоспоримый аргумент против этой теории. Ведь как не крути, он – сатана, всесильный злой дух, а как дух может страдать от простой болезни смертных? Больше того, давайте вспомним последний полет свиты дьявола, одну из моих любимых сцен, когда ночь «хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы». Лицо Азазелло изменяется, и его уродливое бельмо – один из признаков болезни — пропадает. Так что же, пресловутый сифилис тоже был обманом, мишурой?
Здесь придется сделать небольшое отступление и вспомнить о судьбе самой книги «Мастер и Маргарита». Как известно, Михаил Афанасьевич умер, так и не закончив редактирование своего произведения. По сути, можно сказать, что романа «Мастер и Маргарита» не существует – то, что сейчас издается под этим названием, это лишь наиболее гармоничная подборка фрагментов текста из булгаковских рукописей. Да и то, исследователи так и не определились, какую подборку считать оптимальной, поэтому на сегодняшний день с равным правом издаются две версии романа. Можете проверить, которая из них стоит у вас на полке – первая начинается словами «В час жаркого весеннего заката…», а вторая – «Однажды весною…» (она чуть полнее). Именно поэтому люди, интересующиеся творчеством Булгакова (а к ним отношусь и я) проявляют такой интерес к неизвестным широкой публике ранним редакциям романа – не прочитав их, невозможно в полной мере понять это произведение. Впрочем, в полной мере его понять, пожалуй, не получится, даже проштудировав все до одного черновики писателя, но, во всяком случае, проследив эволюцию романа, можно найти для себя ответы на многие вопросы. Заглянем в одну из таких ранних редакций и найдем описание последнего полета. Вот что говорит Воланд по поводу преображения Коровьева в печального Рыцаря:
– Он неудачно однажды пошутил, — шепнул Воланд, — и вот, осужден был на то, что при посещениях земли шутит, хотя ему и не так уж хочется этого. Впрочем, надеется на прощение. Я буду ходатайствовать.
Будет ходатайствовать?! Получается, над ним стоит еще некая Сила, которой даже Воланд не в силах перечить? Значит, он не всесилен? И не он наложил проклятье на Фагота, как можно было подумать, читая общеизвестную редакцию? Выходит, именно эта Сила определяет, какое именно обличье будет у духа, приходящего в наш мир. В самом деле, ведь и Иешуа находится на земле в теле, подверженном болезням и даже самоё смерти. Таким образом, преображение свиты Воланда объясняется очень просто – духи зла покинули землю, оставив свои земные тела, в которых вынуждены были находиться. Как мы видим, даже Воланд не властен менять в нашем мире свой облик наперекор этой Высшей Силе. И, однажды заразившись сифилисом в своем земном обличье, он вынужден всякий раз посещая землю, пожинать плоды этого.
Источник
Âîëàíä ïðèñòàëüíî ïîãëÿäåë íà íåå è ïîäîäâèíóë ê íåé êîëåíî.
Ãîðÿ÷àÿ, êàê ëàâà, æèæà îáæèãàëà ðóêè, íî Ìàðãàðèòà, íå ìîðùàñü,
ñòàðàÿñü íå ïðè÷èíÿòü áîëè, âòèðàëà åå â êîëåíî.
— Ïðèáëèæåííûå óòâåðæäàþò, ÷òî ýòî ðåâìàòèçì, — ãîâîðèë Âîëàíä, íå
ñïóñêàÿ ãëàç ñ Ìàðãàðèòû, — íî ÿ ñèëüíî ïîäîçðåâàþ, ÷òî ýòà áîëü â êîëåíå
îñòàâëåíà ìíå íà ïàìÿòü îäíîé î÷àðîâàòåëüíîé âåäüìîé, ñ êîòîðîé ÿ áëèçêî
ïîçíàêîìèëñÿ â òûñÿ÷à ïÿòüñîò ñåìüäåñÿò ïåðâîì ãîäó â Áðîêåíñêèõ ãîðàõ, íà
÷åðòîâîé êàôåäðå.
— Àõ, ìîæåò ëè ýòî áûòü! — ñêàçàëà Ìàðãàðèòà.
— Âçäîð! Ëåò ÷åðåç òðèñòà ýòî ïðîéäåò. Ìíå ïîñîâåòîâàëè ìíîæåñòâî
ëåêàðñòâ, íî ÿ ïî ñòàðèíêå ïðèäåðæèâàþñü áàáóøêèíûõ ñðåäñòâ. Ïîðàçèòåëüíûå
òðàâû îñòàâèëà â íàñëåäñòâî ïîãàíàÿ ñòàðóøêà, ìîÿ áàáóøêà! Êñòàòè,
ñêàæèòå, à âû íå ñòðàäàåòå ëè ÷åì-íèáóäü? Áûòü ìîæåò, ó âàñ åñòü
êàêàÿ-íèáóäü ïå÷àëü, îòðàâëÿþùàÿ äóøó, òîñêà?
— Íåò, ìåññèð, íè÷åãî ýòîãî íåò, — îòâåòèëà óìíèöà Ìàðãàðèòà, — à
òåïåðü, êîãäà ÿ ó âàñ, ÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ ñîâñåì õîðîøî.
— Êðîâü — âåëèêîå äåëî, — íåèçâåñòíî ê ÷åìó âåñåëî ñêàçàë Âîëàíä è
ïðèáàâèë: — ß âèæó, ÷òî âàñ èíòåðåñóåò ìîé ãëîáóñ.
— Î äà, ÿ íèêîãäà íå âèäåëà òàêîé âåùèöû.
— Õîðîøàÿ âåùèöà. ß, îòêðîâåííî ãîâîðÿ, íå ëþáëþ ïîñëåäíèõ íîâîñòåé
ïî ðàäèî. Ñîîáùàþò î íèõ âñåãäà êàêèå-òî äåâóøêè, íåâíÿòíî ïðîèçíîñÿùèå
íàçâàíèÿ ìåñò. Êðîìå òîãî, êàæäàÿ òðåòüÿ èç íèõ íåìíîãî êîñíîÿçû÷íà, êàê
áóäòî íàðî÷íî òàêèõ ïîäáèðàþò. Ìîé ãëîáóñ ãîðàçäî óäîáíåå, òåì áîëåå ÷òî
ñîáûòèÿ ìíå íóæíî çíàòü òî÷íî. Âîò, íàïðèìåð, âèäèòå ýòîò êóñîê çåìëè, áîê
êîòîðîãî ìîåò îêåàí? Ñìîòðèòå, âîò îí íàëèâàåòñÿ îãíåì. Òàì íà÷àëàñü
âîéíà. Åñëè âû ïðèáëèçèòå ãëàçà, âû óâèäèòå è äåòàëè.
Ìàðãàðèòà íàêëîíèëàñü ê ãëîáóñó è óâèäåëà, ÷òî êâàäðàòèê çåìëè
ðàñøèðèëñÿ, ìíîãîêðàñî÷íî ðàñïèñàëñÿ è ïðåâðàòèëñÿ êàê áû â ðåëüåôíóþ
êàðòó. À çàòåì îíà óâèäåëà è ëåíòî÷êó ðåêè, è êàêîå-òî ñåëåíèå âîçëå íåå.
Äîìèê, êîòîðûé áûë ðàçìåðîì â ãîðîøèíó, ðàçðîññÿ è ñòàë êàê ñïè÷å÷íàÿ
êîðîáêà. Âíåçàïíî è áåççâó÷íî êðûøà ýòîãî äîìà âçëåòåëà íàâåðõ âìåñòå ñ
êëóáîì ÷åðíîãî äûìà, à ñòåíêè ðóõíóëè, òàê ÷òî îò äâóõýòàæíîé êîðîáêè
íè÷åãî íå îñòàëîñü, êðîìå êó÷å÷êè, îò êîòîðîé âàëèë ÷åðíûé äûì. Åùå
ïðèáëèçèâ ñâîé ãëàç, Ìàðãàðèòà ðàçãëÿäåëà ìàëåíüêóþ æåíñêóþ ôèãóðêó,
ëåæàùóþ íà çåìëå, à âîçëå íåå â ëóæå êðîâè ðàçìåòàâøåãî ðóêè ìàëåíüêîãî
ðåáåíêà.
— Âîò è âñå, — óëûáàÿñü, ñêàçàë Âîëàíä, — îí íå óñïåë íàãðåøèòü.
Ðàáîòà Àáàäîííû áåçóêîðèçíåííà.
— ß íå õîòåëà áû áûòü íà òîé ñòîðîíå, ïðîòèâ êîòîðîé ýòîò Àáàäîííà, —
ñêàçàëà Ìàðãàðèòà, — íà ÷üåé îí ñòîðîíå?
— ×åì äàëüøå ÿ ãîâîðþ ñ âàìè, — ëþáåçíî îòîçâàëñÿ Âîëàíä, òåì áîëüøå
óáåæäàþñü â òîì, ÷òî âû î÷åíü óìíû. ß óñïîêîþ âàñ. Îí íà ðåäêîñòü
áåñïðèñòðàñòåí è ðàâíî ñî÷óâñòâóåò îáåèì ñðàæàþùèìñÿ ñòîðîíàì. Âñëåäñòâèå
ýòîãî è ðåçóëüòàòû äëÿ îáåèõ ñòîðîí áûâàþò âñåãäà îäèíàêîâû. Àáàäîííà, —
íåãðîìêî ïîçâàë Âîëàíä, è òóò èç ñòåíû ïîÿâèëàñü ôèãóðà êàêîãî-òî õóäîãî
÷åëîâåêà â òåìíûõ î÷êàõ. Ýòè î÷êè ïî÷åìó-òî ïðîèçâåëè íà Ìàðãàðèòó òàêîå
ñèëüíîå âïå÷àòëåíèå, ÷òî îíà, òèõîíüêî âñêðèêíóâ, óòêíóëàñü ëèöîì â íîãó
Âîëàíäà. — Äà ïåðåñòàíüòå, — êðèêíóë Âîëàíä, — äî ÷åãî íåðâîçíû
ñîâðåìåííûå ëþäè. — Îí ñ ðàçìàõó øëåïíóë Ìàðãàðèòó ïî ñïèíå, òàê ÷òî ïî åå
òåëó ïðîøåë çâîí. — Âåäü âèäèòå æå, ÷òî îí â î÷êàõ. Êðîìå òîãî, íèêîãäà íå
áûëî ñëó÷àÿ, äà è íå áóäåò, ÷òîáû Àáàäîííà ïîÿâèëñÿ ïåðåä êåì-ëèáî
ïðåæäåâðåìåííî. Äà è, íàêîíåö, ÿ çäåñü. Âû ó ìåíÿ â ãîñòÿõ! ß ïðîñòî õîòåë
âàì ïîêàçàòü.
Àáàäîííà ñòîÿë íåïîäâèæíî.
— À ìîæíî, ÷òîáû îí ñíÿë î÷êè íà ñåêóíäó? — ñïðîñèëà Ìàðãàðèòà,
ïðèæèìàÿñü ê Âîëàíäó è âçäðàãèâàÿ, íî óæå îò ëþáîïûòñòâà.
— À âîò ýòîãî íåëüçÿ, — ñåðüåçíî ñêàçàë Âîëàíä è ìàõíóë ðóêîé
Àáàäîííå, è òîãî íå ñòàëî. — ×òî òû õî÷åøü ñêàçàòü, Àçàçåëëî?
— Ìåññèð, — îòâåòèë Àçàçåëëî, — ðàçðåøèòå ìíå ñêàçàòü. — Ó íàñ äâîå
ïîñòîðîííèõ: êðàñàâèöà, êîòîðàÿ õíû÷åò è óìîëÿåò, ÷òîáû åå îñòàâèëè ïðè
ãîñïîæå, è êðîìå òîãî, ñ íåé, ïðîøó ïðîùåíèÿ, åå áîðîâ.
— Ñòðàííî âåäóò ñåáÿ êðàñàâèöû, — çàìåòèë Âîëàíä.
— Ýòî Íàòàøà, Íàòàøà, — âîñêëèêíóëà Ìàðãàðèòà.
— Íó, îñòàâèòü ïðè ãîñïîæå. À áîðîâà ê ïîâàðàì!
— Çàðåçàòü? — èñïóãàííî êðèêíóëà Ìàðãàðèòà, — ïîìèëóéòå, ìåññèð, ýòî
Íèêîëàé Èâàíîâè÷, íèæíèé æèëåö. Òóò íåäîðàçóìåíèå, îíà, âèäèòå ëè, ìàçíóëà
åãî êðåìîì…
— Ïîìèëóéòå! — ñêàçàë Âîëàíä, — íà êîé ÷åðò è êòî ñòàíåò åãî ðåçàòü?
Ïóñòü ïîñèäèò âìåñòå ñ ïîâàðàìè, âîò è âñå! Íå ìîãó æå, ñîãëàñèòåñü, ÿ åãî
ïóñòèòü â áàëüíûé çàë!
— Äà óæ… — äîáàâèë Àçàçåëëî è äîëîæèë: — Ïîëíî÷ü ïðèáëèæàåòñÿ,
ìåññèð.
— À, õîðîøî. — Âîëàíä îáðàòèëñÿ ê Ìàðãàðèòå: — Èòàê, ïðîøó âàñ!
Çàðàíåå áëàãîäàðþ âàñ. Íå òåðÿéòåñü è íè÷åãî íå áîéòåñü. Íè÷åãî íå ïåéòå
êðîìå âîäû, à òî âû ðàçîìëååòå è âàì áóäåò òðóäíî. Ïîðà!
Ìàðãàðèòà ïîäíÿëàñü ñ êîâðèêà, è òîãäà â äâåðÿõ âîçíèê Êîðîâüåâ.
23. ÂÅËÈÊÈÉ ÁÀË Ó ÑÀÒÀÍÛ
Ïîëíî÷ü ïðèáëèæàëàñü, ïðèøëîñü ñïåøèòü. Ìàðãàðèòà ñìóòíî âèäåëà
÷òî-íèáóäü. Çàïîìíèëèñü ñâå÷è è ñàìîöâåòíûé êàêîé-òî áàññåéí. Êîãäà
Ìàðãàðèòà ñòàëà íà äíî ýòîãî áàññåéíà, Ãåëëà è ïîìîãàþùàÿ åé Íàòàøà
îêàòèëè Ìàðãàðèòó êàêîé-òî ãîðÿ÷åé, ãóñòîé è êðàñíîé æèäêîñòüþ. Ìàðãàðèòà
îùóòèëà ñîëåíûé âêóñ íà ãóáàõ è ïîíÿëà, ÷òî åå ìîþò êðîâüþ. Êðîâàâàÿ
ìàíòèÿ ñìåíèëàñü äðóãîþ — ãóñòîé, ïðîçðà÷íîé, ðîçîâàòîé, è ó Ìàðãàðèòû
çàêðóæèëàñü ãîëîâà îò ðîçîâîãî ìàñëà. Ïîòîì Ìàðãàðèòó áðîñèëè íà
õðóñòàëüíîå ëîæå è äî áëåñêà ñòàëè ðàñòèðàòü êàêèìè-òî áîëüøèìè çåëåíûìè
ëèñòüÿìè. Òóò âîðâàëñÿ êîò è ñòàë ïîìîãàòü. Îí óñåëñÿ íà êîðòî÷êè ó íîã
Ìàðãàðèòû è ñòàë íàòèðàòü åé ñòóïíè ñ òàêèì âèäîì, êàê áóäòî ÷èñòèë ñàïîãè
íà óëèöå. Ìàðãàðèòà íå ïîìíèò, êòî ñøèë åé èç ëåïåñòêîâ áëåäíîé ðîçû
òóôëè, è êàê ýòè òóôëè ñàìè ñîáîé çàñòåãíóëèñü çîëîòûìè ïðÿæêàìè. Êàêàÿ-òî
ñèëà âçäåðíóëà Ìàðãàðèòó è ïîñòàâèëà ïåðåä çåðêàëîì, è â âîëîñàõ ó íåå
áëåñíóë êîðîëåâñêèé àëìàçíûé âåíåö. Îòêóäà-òî ÿâèëñÿ Êîðîâüåâ è ïîâåñèë íà
ãðóäü Ìàðãàðèòû òÿæåëîå â îâàëüíîé ðàìå èçîáðàæåíèå ÷åðíîãî ïóäåëÿ íà
òÿæåëîé öåïè. Ýòî óêðàøåíèå ÷ðåçâû÷àéíî îáðåìåíèëî êîðîëåâó. Öåïü ñåé÷àñ
æå ñòàëà íàòèðàòü øåþ, èçîáðàæåíèå òÿíóëî åå ñîãíóòüñÿ. Íî êîå-÷òî
âîçíàãðàäèëî Ìàðãàðèòó çà òå íåóäîáñòâà, êîòîðûå åé ïðè÷èíÿëà öåïü ñ
÷åðíûì ïóäåëåì. Ýòî — òà ïî÷òèòåëüíîñòü, ñ êîòîðîþ ñòàëè îòíîñèòüñÿ ê íåé
Êîðîâüåâ è Áåãåìîò.
— Íè÷åãî, íè÷åãî, íè÷åãî! — áîðìîòàë Êîðîâüåâ ó äâåðåé êîìíàòû ñ
áàññåéíîì, — íè÷åãî íå ïîäåëàåøü, íàäî, íàäî, íàäî. Ðàçðåøèòå, êîðîëåâà,
âàì äàòü ïîñëåäíèé ñîâåò. Ñðåäè ãîñòåé áóäóò ðàçëè÷íûå, îõ, î÷åíü
ðàçëè÷íûå, íî íèêîìó, êîðîëåâà Ìàðãî, íèêàêîãî ïðåèìóùåñòâà! Åñëè
êòî-íèáóäü è íå ïîíðàâèòñÿ… ÿ ïîíèìàþ, ÷òî âû, êîíå÷íî, íå âûðàçèòå
ýòîãî íà ñâîåì ëèöå… íåò, íåò, íåëüçÿ ïîäóìàòü îá ýòîì! Çàìåòèò, çàìåòèò
â òî æå ìãíîâåíèå. Íóæíî ïîëþáèòü åãî, ïîëþáèòü, êîðîëåâà. Ñòîðèöåé áóäåò
âîçíàãðàæäåíà çà ýòî õîçÿéêà áàëà! È åùå: íå ïðîïóñòèòü íèêîãî. Õîòü
óëûáî÷êó, åñëè íå áóäåò âðåìåíè áðîñèòü ñëîâî, õîòü ìàëþñåíüêèé ïîâîðîò
ãîëîâû. Âñå, ÷òî óãîäíî, íî òîëüêî íå íåâíèìàíèå. Îò ýòîãî îíè çàõèðåþò…
Òóò Ìàðãàðèòà â ñîïðîâîæäåíèè Êîðîâüåâà è Áåãåìîòà øàãíóëà èç
áàññåéíîé â ïîëíóþ òåìíîòó.
— ß, ÿ, — øåïòàë êîò, — ÿ äàì ñèãíàë!
— Äàâàé! — îòâåòèë â òåìíîòå Êîðîâüåâ.
— Áàë! — ïðîíçèòåëüíî âçâèçãíóë êîò, è òîò÷àñ Ìàðãàðèòà âñêðèêíóëà è
íà íåñêîëüêî ñåêóíä çàêðûëà ãëàçà. Áàë óïàë íà íåå ñðàçó â âèäå ñâåòà,
âìåñòå ñ íèì — çâóêà è çàïàõà. Óíîñèìàÿ ïîä ðóêó Êîðîâüåâûì, Ìàðãàðèòà
óâèäåëà ñåáÿ â òðîïè÷åñêîì ëåñó. Êðàñíîãðóäûå çåëåíîõâîñòûå ïîïóãàè
öåïëÿëèñü çà ëèàíû, ïåðåñêàêèâàëè ïî íèì è îãëóøèòåëüíî êðè÷àëè: «ß
âîñõèùåí!» Íî ëåñ áûñòðî êîí÷èëñÿ, è åãî áàííàÿ äóõîòà òîò÷àñ ñìåíèëàñü
ïðîõëàäîþ áàëüíîãî çàëà ñ êîëîííàìè èç êàêîãî-òî æåëòîâàòîãî èñêðÿùåãîñÿ
êàìíÿ. Ýòîò çàë, òàê æå, êàê è ëåñ, áûë ñîâåðøåííî ïóñò, è ëèøü ó êîëîíí
íåïîäâèæíî ñòîÿëè îáíàæåííûå íåãðû â ñåðåáðÿíûõ ïîâÿçêàõ íà ãîëîâàõ. Ëèöà
èõ ñòàëè ãðÿçíî-áóðûìè îò âîëíåíèÿ, êîãäà â çàë âëåòåëà Ìàðãàðèòà ñî ñâîåþ
ñâèòîé, â êîòîðîé îòêóäà-òî âçÿëñÿ Àçàçåëëî. Òóò Êîðîâüåâ âûïóñòèë ðóêó
Ìàðãàðèòû è øåïíóë:
— Ïðÿìî íà òþëüïàíû!
Íåâûñîêàÿ ñòåíà áåëûõ òþëüïàíîâ âûðîñëà ïåðåä Ìàðãàðèòîé, à çà íåþ
îíà óâèäåëà áåñ÷èñëåííûå îãíè â êîëïà÷êàõ è ïåðåä íèìè áåëûå ãðóäè è
÷åðíûå ïëå÷è ôðà÷íèêîâ. Òîãäà Ìàðãàðèòà ïîíÿëà, îòêóäà øåë áàëüíûé çâóê.
Íà íåå îáðóøèëñÿ ðåâ òðóá, à âûðâàâøèéñÿ èç-ïîä íåãî âçìûâ ñêðèïîê îêàòèë
åå òåëî, êàê êðîâüþ. Îðêåñòð ÷åëîâåê â ïîëòîðàñòà èãðàë ïîëîíåç.
Âîçâûøàâøèéñÿ ïåðåä îðêåñòðîì ÷åëîâåê âî ôðàêå, óâèäåâ Ìàðãàðèòó,
ïîáëåäíåë, çàóëûáàëñÿ, è âäðóã âçìàõîì ðóê ïîäíÿë âåñü îðêåñòð. Íè íà
ìãíîâåíèå íå ïðåðûâàÿ ìóçûêè, îðêåñòð, ñòîÿ, îêàòûâàë Ìàðãàðèòó çâóêàìè.
×åëîâåê íàä îðêåñòðîì îòâåðíóëñÿ îò íåãî è ïîêëîíèëñÿ íèçêî, øèðîêî
ðàçáðîñèâ ðóêè, è Ìàðãàðèòà, óëûáàÿñü, ïîìàõàëà åìó ðóêîé.
— Íåò, ìàëî, ìàëî, — çàøåïòàë Êîðîâüåâ, — îí íå áóäåò ñïàòü âñþ íî÷ü.
Êðèêíèòå åìó: «Ïðèâåòñòâóþ âàñ, êîðîëü âàëüñîâ!»
Ìàðãàðèòà êðèêíóëà ýòî è ïîäèâèëàñü òîìó, ÷òî åå ãîëîñ, ïîëíûé êàê
êîëîêîë, ïîêðûë âîé îðêåñòðà. ×åëîâåê îò ñ÷àñòüÿ âçäðîãíóë è ëåâóþ ðóêó
ïðèëîæèë ê ãðóäè, ïðàâîé ïðîäîëæàÿ ìàõàòü îðêåñòðó áåëûì æåçëîì.
— Ìàëî, ìàëî, — øåïòàë Êîðîâüåâ, — ãëÿäèòå íàëåâî, íà ïåðâûå ñêðèïêè,
è êèâíèòå òàê, ÷òîáû êàæäûé äóìàë, ÷òî âû åãî óçíàëè â îòäåëüíîñòè. Çäåñü
òîëüêî ìèðîâûå çíàìåíèòîñòè. Âîò ýòîìó, çà ïåðâûì ïóëüòîì — ýòî Âüåòàí.
Òàê, î÷åíü õîðîøî. Òåïåðü äàëüøå.
— Êòî äèðèæåð? — îòëåòàÿ, ñïðîñèëà Ìàðãàðèòà.
— Èîãàíí Øòðàóñ, — çàêðè÷àë êîò, — è ïóñòü ìåíÿ ïîâåñÿò â òðîïè÷åñêîì
ñàäó íà ëèàíå, åñëè íà êàêîì-íèáóäü áàëó êîãäà-ëèáî èãðàë òàêîé îðêåñòð. ß
ïðèãëàøàë åãî! È, çàìåòüòå, íè îäèí íå çàáîëåë è íè îäèí íå îòêàçàëñÿ.
 ñëåäóþùåì çàëå íå áûëî êîëîíí, âìåñòî íèõ ñòîÿëè ñòåíû êðàñíûõ,
ðîçîâûõ, ìîëî÷íî-áåëûõ ðîç ñ îäíîé ñòîðîíû, à ñ äðóãîé — ñòåíà ÿïîíñêèõ
ìàõðîâûõ êàìåëèé. Ìåæäó ýòèìè ñòåíàìè óæå áèëè, øèïÿ, ôîíòàíû, è
øàìïàíñêîå âñêèïàëî ïóçûðÿìè â òðåõ áàññåéíàõ, èç êîòîðûõ áûë ïåðâûé —
ïðîçðà÷íî-ôèîëåòîâûé, âòîðîé — ðóáèíîâûé, òðåòèé — õðóñòàëüíûé. Âîçëå íèõ
ìåòàëèñü íåãðû â àëûõ ïîâÿçêàõ, ñåðåáðÿíûìè ÷åðïàêàìè íàïîëíÿÿ èç áàññåéíà
ïëîñêèå ÷àøè.  ðîçîâîé ñòåíå îêàçàëñÿ ïðîëîì, è â íåì íà ýñòðàäå
êèïÿòèëñÿ ÷åëîâåê â êðàñíîì ñ ëàñòî÷êèíûì õâîñòîì ôðàêå. Ïåðåä íèì ãðåìåë
íåñòåðïèìî ãðîìêî äæàç. Ëèøü òîëüêî äèðèæåð óâèäåë Ìàðãàðèòó, îí ñîãíóëñÿ
ïåðåä íåþ òàê, ÷òî ðóêàìè êîñíóëñÿ ïîëà, ïîòîì âûïðÿìèëñÿ è ïðîíçèòåëüíî
çàêðè÷àë:
— Àëëèëóéÿ!
Îí õëîïíóë ñåáÿ ïî êîëåíêå ðàç, ïîòîì íàêðåñò ïî äðóãîé — äâà, âûðâàë
èç ðóê êðàéíåãî ìóçûêàíòà òàðåëêó, óäàðèë åþ ïî êîëîííå.
Óëåòàÿ, Ìàðãàðèòà âèäåëà òîëüêî, ÷òî âèðòóîç-äæàçáàíäèñò, áîðÿñü ñ
ïîëîíåçîì, êîòîðûé äóë Ìàðãàðèòå â ñïèíó, áüåò ïî ãîëîâàì äæàçáàíäèñòîâ
ñâîåé òàðåëêîé è òå ïðèñåäàþò â êîìè÷åñêîì óæàñå.
Íàêîíåö âûëåòåëè íà ïëîùàäêó, ãäå, êàê ïîíÿëà Ìàðãàðèòà, åå âî òüìå
âñòðå÷àë Êîðîâüåâ ñ ëàìïàäêîé. Òåïåðü íà ýòîé ïëîùàäêå ãëàçà ñëåïëè îò
ñâåòà, ëüþùåãîñÿ èç õðóñòàëüíûõ âèíîãðàäíûõ ãðîçäüåâ. Ìàðãàðèòó óñòàíîâèëè
íà ìåñòî, è ïîä ëåâîé ðóêîé ó íåå îêàçàëàñü íèçêàÿ àìåòèñòîâàÿ êîëîíêà.
— Ðóêó ìîæíî áóäåò ïîëîæèòü íà íåå, åñëè ñòàíåò î÷åíü òðóäíî, —
øåïòàë Êîðîâüåâ.
Êàêîé-òî ÷åðíîêîæèé ïîäêèíóë ïîä íîãè Ìàðãàðèòå ïîäóøêó ñ âûøèòûì íà
íåé çîëîòûì ïóäåëåì, è íà íåå îíà, ïîâèíóÿñü ÷üèì-òî ðóêàì, ïîñòàâèëà,
ñîãíóâ â êîëåíå, ñâîþ ïðàâóþ íîãó. Ìàðãàðèòà ïîïðîáîâàëà îãëÿäåòüñÿ.
Êîðîâüåâ è Àçàçåëëî ñòîÿëè âîçëå íåå â ïàðàäíûõ ïîçàõ. Ðÿäîì ñ Àçàçåëëî —
åùå òðîå ìîëîäûõ ëþäåé, ñìóòíî ÷åì-òî íàïîìíèâøèõ Ìàðãàðèòå Àáàäîííó. Â
ñïèíó âåÿëî õîëîäîì. Îãëÿíóâøèñü, Ìàðãàðèòà óâèäåëà, ÷òî èç ìðàìîðíîé
ñòåíû áüåò øèïÿùåå âèíî è ñòåêàåò â ëåäÿíîé áàññåéí. Ó ëåâîé íîãè îíà
÷óâñòâîâàëà ÷òî-òî òåïëîå è ìîõíàòîå. Ýòî áûë Áåãåìîò.
Ìàðãàðèòà áûëà â âûñîòå, è èç-ïîä íîã åå âíèç óõîäèëà ãðàíäèîçíàÿ
ëåñòíèöà, êðûòàÿ êîâðîì. Âíèçó, òàê äàëåêî, êàê áóäòî áû Ìàðãàðèòà
ñìîòðåëà îáðàòíûì ñïîñîáîì â áèíîêëü, îíà âèäåëà ãðîìàäíåéøóþ øâåéöàðñêóþ
ñ íåîáúÿòíûì êàìèíîì, â õîëîäíóþ è ÷åðíóþ ïàñòü êîòîðîãî ìîã ñâîáîäíî
âúåõàòü ïÿòèòîííûé ãðóçîâèê. Øâåéöàðñêàÿ è ëåñòíèöà, äî áîëè â ãëàçàõ
çàëèòàÿ ñâåòîì, áûëè ïóñòû. Òðóáû òåïåðü äîíîñèëèñü äî Ìàðãàðèòû èçäàëåêà.
Òàê ïðîñòîÿëè íåïîäâèæíî îêîëî ìèíóòû.
— Ãäå æå ãîñòè? — ñïðîñèëà Ìàðãàðèòà ó Êîðîâüåâà.
— Áóäóò, êîðîëåâà, ñåé÷àñ áóäóò.  íèõ íåäîñòàòêà íå áóäåò. È, ïðàâî,
ÿ ïðåäïî÷åë áû ðóáèòü äðîâà, âìåñòî òîãî ÷òîáû ïðèíèìàòü èõ çäåñü íà
ïëîùàäêå.
— ×òî ðóáèòü äðîâà, — ïîäõâàòèë ñëîâîîõîòëèâûé êîò, — ÿ õîòåë áû
ñëóæèòü êîíäóêòîðîì â òðàìâàå, à óæ õóæå ýòîé ðàáîòû íåò íè÷åãî íà ñâåòå.
— Âñå äîëæíî áûòü ãîòîâî çàðàíåå, êîðîëåâà, — îáúÿñíÿë Êîðîâüåâ,
ïîáëåñêèâàÿ âçãëÿäîì ñêâîçü èñïîð÷åííûé ìîíîêëü. — Íè÷åãî íå ìîæåò áûòü
ãàæå, ÷åì êîãäà ïðèåõàâøèé ïåðâûì ãîñòü ìûêàåòñÿ, íå çíàÿ, ÷òî åìó
ïðåäïðèíÿòü, à åãî çàêîííàÿ ìåãåðà øåïîòîì ïèëèò åãî çà òî, ÷òî îíè
ïðèåõàëè ðàíüøå âñåõ. Òàêèå áàëû íàäî âûáðàñûâàòü íà ïîìîéêó, êîðîëåâà.
— Îïðåäåëåííî íà ïîìîéêó, — ïîäòâåðäèë êîò.
— Äî ïîëóíî÷è íå áîëåå äåñÿòè ñåêóíä, — äîáàâèë Êîðîâüåâ, — ñåé÷àñ
íà÷íåòñÿ.
Ýòè äåñÿòü ñåêóíä ïîêàçàëèñü Ìàðãàðèòå ÷ðåçâû÷àéíî äëèííûìè.
Ïî-âèäèìîìó, îíè èñòåêëè óæå, è ðîâíî íè÷åãî íå ïðîèçîøëî. Íî òóò âäðóã
÷òî-òî ãðîõíóëî âíèçó â ãðîìàäíîì êàìèíå, è èç íåãî âûñêî÷èëà âèñåëèöà ñ
áîëòàþùèìñÿ íà íåé ïîëóðàññûïàâøèìñÿ ïðàõîì. Ýòîò ïðàõ ñîðâàëñÿ ñ âåðåâêè,
óäàðèëñÿ îá ïîë, è èç íåãî âûñêî÷èë ÷åðíîâîëîñûé êðàñàâåö âî ôðàêå è â
ëàêèðîâàííûõ òóôëÿõ. Èç êàìèíà âûáåæàë ïîëóèñòëåâøèé íåáîëüøîé ãðîá,
êðûøêà åãî îòñêî÷èëà, è èç íåãî âûâàëèëñÿ äðóãîé ïðàõ. Êðàñàâåö ãàëàíòíî
ïîäñêî÷èë ê íåìó è ïîäàë ðóêó êàëà÷èêîì, âòîðîé ïðàõ ñëîæèëñÿ â íàãóþ
âåðòëÿâóþ æåíùèíó â ÷åðíûõ òóôåëüêàõ è ñ ÷åðíûìè ïåðüÿìè íà ãîëîâå, è
òîãäà îáà, è ìóæ÷èíà è æåíùèíà, çàñïåøèëè ââåðõ ïî ëåñòíèöå.
— Ïåðâûå! — âîñêëèêíóë Êîðîâüåâ, — ãîñïîäèí Æàê ñ ñóïðóãîé.
Ðåêîìåíäóþ âàì, êîðîëåâà, îäèí èç èíòåðåñíûõ ìóæ÷èí! Óáåæäåííûé
ôàëüøèâîìîíåò÷èê, ãîñóäàðñòâåííûé èçìåííèê, íî î÷åíü íåäóðíîé àëõèìèê.
Ïðîñëàâèëñÿ òåì, — øåïíóë íà óõî Ìàðãàðèòå Êîðîâüåâ, — ÷òî îòðàâèë
êîðîëåâñêóþ ëþáîâíèöó. À âåäü ýòî íå ñ êàæäûì ñëó÷àåòñÿ! Ïîñìîòðèòå, êàê
êðàñèâ!
Ïîáëåäíåâøàÿ Ìàðãàðèòà, ðàñêðûâ ðîò, ãëÿäåëà âíèç è âèäåëà, êàê
èñ÷åçàþò â êàêîì-òî áîêîâîì õîäó øâåéöàðñêîé è âèñåëèöà è ãðîá.
— ß â âîñõèùåíèè, — çàîðàë ïðÿìî â ëèöî ïîäíÿâøåìóñÿ ïî ëåñòíèöå
ãîñïîäèíó Æàêó êîò.
 ýòî âðåìÿ âíèçó èç êàìèíà ïîÿâèëñÿ áåçãîëîâûé, ñ îòîðâàííîþ ðóêîþ
ñêåëåò, óäàðèëñÿ îçåìü è ïðåâðàòèëñÿ â ìóæ÷èíó âî ôðàêå.
Ñóïðóãà ãîñïîäèíà Æàêà óæå ñòàíîâèëàñü ïåðåä Ìàðãàðèòîþ íà îäíî
êîëåíî è, áëåäíàÿ îò âîëíåíèÿ, öåëîâàëà êîëåíî Ìàðãàðèòû.
— Êîðîëåâà, — áîðìîòàëà ñóïðóãà ãîñïîäèíà Æàêà.
— Êîðîëåâà â âîñõèùåíèè, — êðè÷àë Êîðîâüåâ.
— Êîðîëåâà… — òèõî ñêàçàë êðàñàâåö, ãîñïîäèí Æàê.
— Ìû â âîñõèùåíèè, — çàâûâàë êîò.
Ìîëîäûå ëþäè, ñïóòíèêè Àçàçåëëî, óëûáàÿñü áåçæèçíåííûìè, íî
ïðèâåòëèâûìè óëûáêàìè, óæå òåñíèëè ãîñïîäèíà Æàêà ñ ñóïðóãîþ â ñòîðîíó, ê
÷àøàì ñ øàìïàíñêèì, êîòîðûå íåãðû äåðæàëè â ðóêàõ. Ïî ëåñòíèöå ïîäíèìàëñÿ
ââåðõ áåãîì îäèíîêèé ôðà÷íèê.
— Ãðàô Ðîáåðò, — øåïíóë Ìàðãàðèòå Êîðîâüåâ, — ïî-ïðåæíåìó èíòåðåñåí.
Îáðàòèòå âíèìàíèå, êàê ñìåøíî, êîðîëåâà — îáðàòíûé ñëó÷àé: ýòîò áûë
ëþáîâíèêîì êîðîëåâû è îòðàâèë ñâîþ æåíó.
— Ìû ðàäû, ãðàô, — âñêðè÷àë Áåãåìîò.
Èç êàìèíà ïîäðÿä îäèí çà äðóãèì âûâàëèëèñü, ëîïàÿñü è ðàñïàäàÿñü, òðè
ãðîáà, çàòåì êòî-òî â ÷åðíîé ìàíòèè, êîòîðîãî ñëåäóþùèé âûáåæàâøèé èç
÷åðíîé ïàñòè óäàðèë â ñïèíó íîæîì. Âíèçó ïîñëûøàëñÿ ñäàâëåííûé êðèê. Èç
êàìèíà âûáåæàë ïî÷òè ñîâñåì ðàçëîæèâøèéñÿ òðóï. Ìàðãàðèòà çàæìóðèëàñü, è
÷üÿ-òî ðóêà ïîäíåñëà ê åå íîñó ôëàêîí ñ áåëîé ñîëüþ. Ìàðãàðèòå ïîêàçàëîñü,
÷òî ýòî ðóêà Íàòàøè. Ëåñòíèöà ñòàëà çàïîëíÿòüñÿ. Òåïåðü óæå íà êàæäîé
ñòóïåíüêå îêàçàëèñü, èçäàëè êàçàâøèåñÿ ñîâåðøåííî îäèíàêîâûìè, ôðà÷íèêè è
íàãèå æåíùèíû ñ íèìè, îòëè÷àâøèåñÿ äðóã îò äðóãà òîëüêî öâåòîì ïåðüåâ íà
ãîëîâàõ è òóôåëü.
Ê Ìàðãàðèòå ïðèáëèæàëàñü, êîâûëÿÿ, â ñòðàííîì äåðåâÿííîì ñàïîãå íà
ëåâîé íîãå, äàìà ñ ìîíàøåñêè îïóùåííûìè ãëàçàìè, õóäåíüêàÿ, ñêðîìíàÿ è
ïî÷åìó-òî ñ øèðîêîé çåëåíîé ïîâÿçêîé íà øåå.
— Êàêàÿ çåëåíàÿ? — ìàøèíàëüíî ñïðîñèëà Ìàðãàðèòà.
— Î÷àðîâàòåëüíåéøàÿ è ñîëèäíåéøàÿ äàìà, — øåïòàë Êîðîâüåâ, —
ðåêîìåíäóþ âàì: ãîñïîæà Òîôàíà, áûëà ÷ðåçâû÷àéíî ïîïóëÿðíà ñðåäè ìîëîäûõ
î÷àðîâàòåëüíûõ íåàïîëèòàíîê, à òàêæå æèòåëüíèö Ïàëåðìî, è â îñîáåííîñòè
ñðåäè òåõ, êîòîðûì íàäîåëè èõ ìóæüÿ. Âåäü áûâàåò æå òàê, êîðîëåâà, ÷òîáû
Íîâèíêè >> Ðóññêîé ôàíòàñòèêè (ïî ôàéëàì) | Ôîðóìîâ | Ôýíäîìà | Êíèã
Источник