На катке всегда весело и интересно но покатавшись болят ноги
Цели урока: продолжить работу по культуре речи, формированию коммуникативных умений учащихся, необходимых для построения текста (умений отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать текст и анализировать текст, отдельные языковые явления.
Оборудование урока:
- интерактивная доска или проектор и экран;
- компьютеры для учителя и учащихся с выходом в Интернет.
Этот урок лучше провести как заключительный. Я проводила его в конце учебного года в 8 классе.
I. Слово учителя:
— Закончились уроки русского языка в 8 классе. Но даже летом, сами того не осознавая, вы будете постоянно обращаться к языку во время общения, в т.ч. дистанционного, например, в социальных сетях.
Тема нашего урока «Прикладной русский». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения о содержании урока.
— Прикладная лингвистика специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка. Это деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека.
II. Анализ творческих работ учащихся.
— Вчера вы писали сочинение «Зачем мы изучаем русский язык в школе?» Вот ваши ответы (ранжированные по убыванию значимости):
Мы изучаем русский язык в школе, чтобы…
- быть грамотными;
- изучать другие науки;
- уметь грамотно излагать свои мысли;
- уметь убеждать в своей правоте;
- не поддаваться на речевые провокации;
- быть культурным;
- чтить национальные традиции;
- получать эстетическое наслаждение от чтения хороших книг;
- поступить в институт;
- устроиться на престижную работу и др.
Вывод.
На первом месте стоит ответ: «чтобы быть грамотными». А что значит быть грамотным?
В средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В наше время грамотный человек не только должен обладать знаниями по разным предметам, но и уметь использовать разнообразные источники информации для самообразования.
III. Повторение изученного материала.
— Давайте проверим вашу грамотность. Выполните задания и определите тип ошибок, допущенных в них.
Задание 1.
1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 4) На площади он увидел огромную массу народа. 5) Художник подарил музею свой автопортрет.
(Тип ошибки — употребление лишнего слова.)
Задание 2.
1) На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2) По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 3) Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
(Тип ошибки — употребление рядом или близко однокоренных слов.)
Задание 3.
1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. 3) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4) Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.
(Тип ошибки — употребление слова в несвойственном ему значении.)
Задание 4.
1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело. 2) Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3) Волга ширее Дона. 4) Он всегда ложит локти на стол. 5) С наступлением весны дни становятся длиньше. 6) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. 7) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. 8) Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.
(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.)
Задание 5.
1) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 2) Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 3) Выйдя на улицу, ему стало холодно. 4) Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.
(Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.)
IV. Изучение нового.
Парадокс. Грамматические ошибки можно найти у классиков.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
— Как вы понимаете эти слова? (Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.) Он пишет так:
«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо)».
В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880—1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует — они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».
Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами».
— Назовите произведение, героев.
(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»);
У Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу»
(«Каникулярные работы институтки Наденьки»)
На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):
Каламбуры Пушкина:
Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.
Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. — По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
— Попробуйте сами сочинить каламбур.
V. Беседа.
Есть утверждение: «Общение – самое ценное в жизни человека». Согласны ли вы с ним?
— Как чаще всего вы общаетесь со своими друзьями: встречаясь для общения или через Интернет? ( Ответы учащихся)
— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
Возможные ответы:
Нет | Да, исправлю | Не знаю |
— Чтобы несмущать человека — не обидеть — не оказаться бестактным. —Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным | — Чтобы чело-век больше недопускал ошибок. — Не нравится, когда говорят неправильно. — Не надо портить русский язык. | — В зависимости от собеседника и от настроения |
— Ну а как часто приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают общающиеся в Интернете? (Ответы учащихся)
— Выходит, что сейчас меньше стали общаться лично и все больше в Сети. Чаще всего общение в Сети ведется через переписку. Хочу напомнить, что, создавая сообщение в форумах, чатах, отправляя электронные письма, все должны писать грамотно (хотя это не модно, а кто-то намеренно допускает ошибки, используя так называемый «компьютерный язык»), а также следовать определенным правилам, соблюдать сетевой этикет. Эти знания вам обязательно пригодятся летом, когда вы захотите поделиться с друзьями впечатлениями об отдыхе, но не только.
— Когда еще возникает потребность написать электронное письмо? (Ответы учащихся)
— Обратим внимание на правила этикета, относящиеся к этикету использования электронной почты.
Рассмотрим эти правила.
- Писать письма нужно грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
- Использовать формулы речевого этикета.
- Правильно оформлять высказывание.
- Вовремя отвечать на полученные письма.
Оформление электронного письма.
В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:
- Приветствие.
- Содержание, цель обращения.
- Прощание.
- Личная подпись с указанием контактов.
При оформлении электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля:
- Почтовый адрес получателя (поле «Кому»).
- Тема письма (поле «Тема»).
- Важность письма, при необходимости.
- Текст письма.
Обязательно заполните поле «Тема», иначе ваше письмо может быть удаленно, как спам. Здесь следует вписать несколько слов, характеризующих тему сообщения.
В некоторых почтовых программах можно указать степень важности сообщения. Это просто необходимо, если адресат получает ежедневно большое количество писем. С пометкой «Важное» письмо получает приоритет при проверке почты.
Правилами сетевого этикета размер электронного письма определяется следующим образом: электронное письмо должно быть в два раза короче, чем написанное на бумаге. Если вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения — прикрепленного файла.
VI. Практическая работа.
Написать письмо в «Дневнике.ru» любому преподавателю. Тему письма выберите сами.
Источник
Новый формат ЕГЭ №7. Грамматические ошибки
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
1.А) Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги. Б) В сочинении я хотел показать значение спорта и почему его люблю. В) Большинство возражали против такой оценки его поэзии. Г) Миша сказал, что я не согласен со мной. Д) Согласно заявления детей занятия были перенесены на более позднее время.
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3)ошибка в построении предложения с приложением; 4) ошибка в построении предложения с однородными членами ; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильного построение предложения с косвенной речью.
2. А) Как сказал Чехов: « В человеке должно быть всё прекрасно». Б) Самолет приземлился в аэропорту Домодедове. В) Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа. Г) В конференции участвовали представители многих городов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль. Д) Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее.
1 ) Ошибка в построении сложного предложения. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3) ошибка в построении предложения с приложением ; 4) ошибка в построении предложения с однородными членами ; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильного построение предложения с косвенной речью.
3. А) Ваня твой – большая неряха. Б) У него была борода и дочь. В) Приходилось работать в трудных условиях, не имея ни одного выходного дня. Г) Отзыв на его дипломную работу писал профессор филологии. Д) Подчерк у него был красивым, поэтому и приняли его писарем в контору.
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) ошибка в построении предложения с однородными членами; 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; 4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 5) неправильного построение предложения с косвенной речью; 6)ошибочное словообразование; 7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
4.А).Вечером мы сидим у костра, и вожатая рассказывала нам разные истории. Б)Несколько мальчиков и девочек стояло у калитки .В) Мама купила фрукты, овощи, хлеб, апельсины, яблоки. Г) Подойдя к дому, мне стало прохладно.. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары Д) На мое день рождения бабушка испечёт большой пирог с яблоками.
1)Ошибка в построении предложения с приложением; 2) ошибка в построении предложения с однородными членами; 3) ошибка в построении сложного предложения; 4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 5) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.6. Нарушение норм согласования; 7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
5. А) Ее раздумчивый взгляд красноречиво говорил о смущении. Б)Когда медвежата подросли, их сажали на цепь. В) В комнату вошли Вера с сыном на руках. Г) Если я не сдам экзамены, я очутюсь в армии. Д) В песне противопоставлены Буревестник, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий мещанина- обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся, хотя и не грозящей ему бури.
1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 2) ошибочное образование форм слов; 3) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 4) ошибочное словообразование; 5) ошибка в построении предложения с однородными членами; 6) ошибка в построении сложного предложения; 7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
6. А) Сережа с Мишей долго ждал возвращения родителей. Б) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки. В) Лежащая книга на столе явно не интересовала ребенка. Г) Я гляжу на фотографию, и мне она очень нравится, и я пошла писать сочинение. Д) Согласно приказа директора заведующая лабораторией уехала в командировку.
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3)ошибка в построении предложения с приложением; 4) ошибка в построении предложения с однородными членами ; 5) неправильное построение предложения с причастным оборотом; 6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.7) неправильное построение предложения с косвенной речью.
7. А) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение данного мероприятия. Б) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары. В) Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордников. Г) Нам прислали книгу бандеролем. Д)Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.
1) Нарушение способа выражения сказуемого; 2) ошибка в построении предложения с однородными членами; 3) ошибка в построении сложного предложения; 4) ошибочное образование форм слов; 5) нарушение норм управления; 6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
8. А) Это был самый тяжелейший больной в нашей палате. Б) Совсем я в людях изуверился: любой обкрасть норовит. В) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф и разная старинная мебель. Г) Современное студенчество увлекаются многими иностранными языками. Д) Подойдя к дому, мне стало прохладно.
1)Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3)ошибочное образование форм слов; 4) ошибочное словообразование; 5) ошибка в построении предложения с однородными членами; 6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
9. А) Он застал крестьян в лесах, которые крали у него лес. Б) Я вижу, как лошадка поднималась в гору. В) Андрей побежал на работу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. Г) Здесь проявились его гордость и упрямость . Д) Редактор был недоволен обоими страницами новой газеты.
1)Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3 нарушение норм управления; 4)ошибочное образование формы слова; 5) ошибочное словообразование; 6) ошибка в построении сложного предложения; 7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
10. А) Не вам , при вашей низости, судить о его благодарности. Б) Я не только рисую портреты, но и пейзажи В) Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой. Г) Благодаря пожару, семья лишилась крова . Д) Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.
1) Ошибка в построении предложения с однородными членами; 2) ошибка в сложном предложении; 3) неправильное построение предложения с прямой речью; 4) ошибочное словообразование; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; 7)нарушение норм управления.
ответы
А | Б | В | Г | Д | |
1 | 5 | 4 | 2 | 6 | 1 |
2 | 7 | 3 | 1 | 4 | 2 |
3 | 7 | 2 | 4 | 1 | 6 |
4 | 3 | 4 | 2 | 7 | 6 |
5 | 4 | 7 | 1 | 2 | 3 |
6 | 2 | 4 | 5 | 6 | 1 |
7 | 2 | 7 | 3 | 4 | 1 |
8 | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 |
9 | 6 | 7 | 1 | 5 | 4 |
10 | 4 | 1 | 2 | 7 | 5 |
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Обособление обстоятельств»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями Презентацию к уроку подготовила учитель русского языка Скачкова Елена Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Сравни: Как? Петляя, тропа спускалась вниз. Как? Петляя между камней, тропа спускалась вниз.
3 слайд
Описание слайда:
Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически объясните. Благоухая сохли травы дымясь клубились облака. Туман редея ползет вверх. Шум удаляясь затихал. Горячим пламенем горел костер бросая в темноту скупые блики света.
4 слайд
Описание слайда:
Сравни: Он шутя справился с этой задачей (быстро, легко) Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы. (шутил и строил)
5 слайд
Описание слайда:
Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий спал сидя читал лежа шел не торопясь слушал молча нехотя встал шел не спеша
6 слайд
Описание слайда:
Замени причастные обороты деепричастными Пропитавшийся весенним дождем снег быстро таял. Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых. Дождь, переходящий в ливень, закрыл от нас луг и речку.
7 слайд
Описание слайда:
Исправь ошибки Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Прыгая с ветки на ветку, мы, наконец, поймали белку. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. На катке всегда всем весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.
8 слайд
Описание слайда:
Запишите предложения, расставляя знаки препинания, графически объясните Листья падая шепчутся прощаясь навек. Вдали сливаясь с небом громоздились облака. Песня чуть слышалась и все дальше удаляясь терялась в лощине. Медведи продолжали идти гуськом (не)прибавляя шагу и (не) изменяя направления своего пути. Звери остановились и повернув к нам головы замерли на месте. Мальчики шли полем громко переговариваясь но войдя в лес притихли.
9 слайд
Описание слайда:
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами
10 слайд
Описание слайда:
Различай предлоги и существительные Предлоги Имена существительные В течениевсего года он усердно занимался. Ремонтировали дом в продолжениемесяца В течениирекимного поворотов (в нижнем течении) В продолжении(где? в чем?-предл.п.) встретились старые герои. В продолжение(куда? во что?- винит.п.)введены новые герои. В заключение(= под конец) статьи были подведены итоги. Декабристы находились в заключениив Петропавловской крепости. (в длительном заключении)
11 слайд
Описание слайда:
Различай предлоги и существительные Предлоги Имена существительные Вследствие(из-за, по причине) засухи река обмелела. Вследствиепо делу (куда? Во что? –винит.п.) о хищении вкралась ошибка. В следствии(где? в чем? –предлож.п.) по делу выяснилось много фактов.
12 слайд
Описание слайда:
Различай Шел, не смотря себе под ноги. Пошли в поход, несмотря на непогоду . (вопреки чему-то, хотя была непогода)
13 слайд
Описание слайда:
Обособляются Несмотря на поздний час, было душно. (уступительное значение, несмотря на = хотя) Вследствие сильных морозов, соревнования на лыжах отменены. (обособленное обстоятельство причины) Ввиду приближения экзаменов, он занимался с особым усердием.
14 слайд
Описание слайда:
Обособляются Сушествительное + благодаря согласно вопреки в силу в случае при наличии по причине ввиду вследствие
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-316751
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Подать заявку
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник