Покатавшись на катке болят ноги

Новый формат ЕГЭ №7. Грамматические ошибки

Установите соответствие  между предложениями  и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика  подберите соответствующую позицию из второго столбика.

1.А)  Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги.   Б) В сочинении  я хотел показать значение спорта и почему его люблю.  В) Большинство возражали против такой оценки его поэзии.    Г)  Миша сказал, что я не согласен со мной.  Д)  Согласно заявления детей занятия были перенесены на более позднее время.

  1)Неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом; 2)  нарушение связи между подлежащим   и сказуемым;  3)ошибка в построении предложения с приложением; 4)  ошибка  в построении предложения  с однородными членами ;   5)  неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом;  6)   нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильного  построение  предложения с косвенной речью.

2. А)   Как сказал Чехов: « В человеке должно быть всё прекрасно».  Б)   Самолет приземлился в аэропорту Домодедове. В)     Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа. Г)    В конференции участвовали представители многих городов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль. Д)  Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее.

  1 ) Ошибка в построении сложного предложения.  2)  нарушение связи между подлежащим   и сказуемым;  3) ошибка в построении предложения с приложением  ; 4)  ошибка  в построении предложения  с однородными членами ;   5)  неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом;  6)   нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильного  построение  предложения с косвенной речью.

3. А) Ваня твой – большая неряха. Б) У него была борода и дочь. В) Приходилось работать в трудных условиях, не  имея ни одного выходного дня. Г) Отзыв  на его дипломную работу писал профессор филологии. Д) Подчерк у него был красивым, поэтому и приняли его писарем в контору.

1)Неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом; 2) ошибка  в построении предложения  с однородными членами; 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;  4)неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом; 5) неправильного  построение  предложения с косвенной речью; 6)ошибочное словообразование; 7)нарушение связи между подлежащим   и сказуемым.

4.А).Вечером мы сидим у костра, и вожатая рассказывала нам разные истории.  Б)Несколько мальчиков и девочек стояло у калитки  .В)  Мама купила фрукты, овощи, хлеб, апельсины, яблоки. Г) Подойдя к дому, мне стало прохладно.. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары  Д) На мое день рождения бабушка испечёт большой пирог с яблоками.

1)Ошибка в построении предложения    с приложением; 2) ошибка  в построении предложения  с однородными членами; 3) ошибка в построении сложного предложения; 4) нарушение связи между подлежащим   и сказуемым; 5) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.6. Нарушение норм согласования; 7) неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом;

5. А) Ее раздумчивый взгляд красноречиво говорил о смущении. Б)Когда медвежата подросли, их сажали на цепь. В) В комнату вошли Вера с сыном на руках.  Г) Если я не сдам экзамены, я очутюсь в армии. Д) В песне противопоставлены Буревестник, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий мещанина- обывателя, прячущийся от грома, боящийся  надвигающейся, хотя и не грозящей ему бури.

1) Нарушение связи между подлежащим   и сказуемым;  2)   ошибочное  образование форм слов; 3) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 4) ошибочное словообразование;     5) ошибка в построении предложения  с однородными членами; 6) ошибка в построении сложного предложения; 7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

6. А) Сережа с Мишей долго ждал возвращения родителей. Б)  Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки. В) Лежащая книга на столе явно не интересовала ребенка. Г) Я гляжу на фотографию, и мне она очень нравится, и я пошла писать сочинение. Д) Согласно приказа директора заведующая лабораторией уехала в командировку.

  1)неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом; 2)  нарушение связи между подлежащим   и сказуемым;  3)ошибка в построении предложения с приложением;  4)  ошибка  в построении предложения  с однородными членами ;   5)  неправильное построение  предложения с причастным оборотом;  6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.7) неправильное  построение  предложения с косвенной речью.

7. А) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение данного мероприятия. Б) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары. В) Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордников. Г) Нам прислали книгу бандеролем. Д)Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.

1) Нарушение способа выражения сказуемого; 2) ошибка  в построении предложения  с однородными членами; 3) ошибка в построении сложного предложения; 4)   ошибочное  образование форм слов; 5) нарушение норм управления;  6) неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом;  7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

8. А) Это был самый тяжелейший больной в нашей палате.   Б)   Совсем я в людях изуверился: любой обкрасть норовит. В) В  комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф  и разная старинная мебель. Г) Современное студенчество увлекаются многими иностранными языками.    Д)  Подойдя к дому, мне стало прохладно.

1)Неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом; 2) нарушение связи между подлежащим  и сказуемым;  3)ошибочное  образование форм слов; 4) ошибочное словообразование;  5) ошибка  в построении предложения  с однородными членами;  6) неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом;  7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

9. А) Он застал крестьян в лесах, которые крали у него лес. Б) Я вижу, как лошадка поднималась в гору. В) Андрей побежал на работу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. Г)   Здесь проявились его гордость и упрямость . Д) Редактор был недоволен обоими страницами новой газеты.

1)Неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом; 2) нарушение связи между подлежащим   и сказуемым;   3 нарушение норм управления;  4)ошибочное  образование формы слова;   5)  ошибочное словообразование;  6) ошибка в построении сложного предложения; 7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.  

10.  А) Не вам , при вашей низости, судить о его благодарности.  Б)  Я не только рисую портреты, но и пейзажи В)   Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой. Г) Благодаря пожару, семья лишилась крова .  Д)  Возвращаясь в порт, корабль застиг  шторм.

         1) Ошибка  в построении предложения  с однородными членами; 2) ошибка в сложном предложении;  3) неправильное построение предложения с прямой речью;    4) ошибочное словообразование; 5) неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом;  6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;    7)нарушение норм управления.  

ответы

А

Б

В

Г

Д

1

5

4

2

6

1

2

7

3

1

4

2

3

7

2

4

1

6

4

3

4

2

7

6

5

4

7

1

2

3

6

2

4

5

6

1

7

2

7

3

4

1

8

3

4

5

2

1

9

6

7

1

5

4

10

4

1

2

7

5

Источник

Задание 8.
Синтаксические нормы

(построение  предложения с деепричастным оборотом).

Деепричастие
обозначает добавочное действие. Если в предложении есть деепричастие, то должен
быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

&
Правило.

При
использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

ü   

Читайте также:  Болит икра правой ноги как после судороги

основное действие, выраженное
глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся
к одному лицу или предмету:

ü   

часто
деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном
предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения  (где подлежащее легко восстанавливается):

ü   

возможно
употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:

GЛовушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в
следующих случаях:

ü   

если
действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием,
относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув
с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может
прыгнуть с трамвая»!)

ü   

если в
безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться
деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или
существительным в роли дополнения.

Посмотрев
в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

ü   

если
деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае
субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного
деепричастием, не совпадают:

Убежав
из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его
другие люди!)

Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом,
найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся
восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить
подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с
деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет
действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

ÑРазбор
задания.

Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с
заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с
трудным материалом.

Находим
деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте
найдем грамматическую основу:

1) меня

начали
покидать силы

.

2)

ученики

самостоятельно

справились

с заданием.

3)

самостоятельность

очень

важна

.

4)

учебник помогает

лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив
на вопрос: кто может не рассчитывать на
помощь?
Это не силы, не самостоятельность
и не учебник.
Только ученики могут
справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

?Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Анализируя
поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных
выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось
обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в
злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Начиная
работу с текстом,

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на
абзацы.

3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Выстроившись
в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи
отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-

200 метров

.

3) кочевые муравьи отправляются в
двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход
муравьев.

Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы
управления.

Построение 
сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

ü   

Согласование
подлежащего и сказуемого

ü 

Согласование причастий с
определяемым словом.

&
Правило.

Причастие согласуется в роде,
числе и падеже с  определяемым словом.

FПодсказка.

Найди определяемое слово, задай от него
вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что
буквы О и Е в окончании равны).

ü 

Согласование приложения с
определяемым словом.

&
Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с
родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является
несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если
родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

.Различай!

В
пьесе А.Н. Островского «Гроза»
разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В
«Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят
кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

Нормы управления.

.Различай!

идентичный чему-либо

сходный с чем-либо

обидеться на что-либо

обижен чем-либо

обрадоваться чему-либо

обрадован чем-либо

обращать внимание на что-либо

уделять внимание чему-либо

опираться на что-либо

базироваться на чем-либо

отзыв о чем-либо

рецензия на что-либо

полный чего-либо

наполненный чем-либо

превосходство над чем-либо

преимущество перед чем-либо

предостеречь от чего-либо

предупредить о чем-либо

различать что и что

отличать что от чего

рассердиться на что-либо

рассержен чем-либо

уверенность в чем-либо

вера во что-либо

удивляться чему-либо

удивлен чем-либо

уплатить за что-либо

оплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

&
Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой
речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма
местоимения.

Пушкин
писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» — Пушкин писал, что «в
жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа
все возможные ошибки.

— все слова стоят в правильном падеже;

— согласуются ли в роде, числе и падеже
подлежащее и сказуемое;

— согласуются ли причастные обороты со
словом, от которого они зависят;

— правильно ли переведена прямая речь в
косвенную и т.д.

ÑРазбор
задания.

Укажите предложение без
грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1)            

Следует
уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2)            

Успех в
соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3)            

Когда
мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что
хочет все знать.

4)            

Он
уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом
предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены
правила употребления двойного союза: вместо не
только…но и
употребляется не только…
а

Вариант № 3.

Предложение
построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены
нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в
винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится
в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.

Таким образом, правильный ответ
– вариант № 3.

?
Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было
построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют
простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали
традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики
как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера
Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто
помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно
прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

Читайте также:  наступая на ногу болит коленный сустав

4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город
моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной
сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать
рекордный урожай.

Грамматические ошибки

Ошибки

Правильный вариант

1)неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Неверное употребление
предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ , ПО.

1.По приезду все разошлись по своим комнатам.

2.Всё было исполнено согласно приказа.

3.Вопреки прогноза туристы вышли на маршрут.

1.По приезде все разошлись по своим комнатам.

2.Всё было исполнено согласно приказу.

3.Вопреки прогнозу туристы вышли на маршрут.

2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

1.Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа

2.Большинство возражали
против такой оценки его поэзии

1.Все, кто интересуется театром, знают историю МХАТа

2.Большинство возражало
против такой оценки его поэзии

3)нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением

1.В романе «Войне и мире» отразилась
история России.

1.В романе «Война и мир» отразилась
история России.

2.В «Войне и мире» отразилась история России.

4)неправильное построение
предложения с косвенной речью

1.В суде Иван заверил, что я убежден в её
невиновности.

1.В суде Иван заверил, что он убежден в её
невиновности.

5)неправильное построение
предложения с деепричастным оборотом

1.Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги

1.Покатавшись на коньках, я почувствовал, что у меня заболели ноги.

6)нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

1.Несколько отдыхающих, ожидающие
автобус, прогуливались по аллее.

1.Несколько отдыхающих, ожидающих
автобус, прогуливались по аллее.

7)нарушение в употреблении
однородных членов

1.В конференции участвовали
представители многих городов: Москва,
Санкт-Петербург, Самара, Ярославль.

2.Я хотел вникнуть и
познать
все тайны этой науки.

1.В конференции участвовали
представители многих городов: Москвы,
Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля.

2.Я хотел вникнуть во
все тайны этой науки и познать
их.

Источник

velikol.ru 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

без комментарий, едь вместо без комментариев, поезжай, более легче вместо более легко (или легче) – неверно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания, не соблюдены нормы управления;

– (1)Покатавшись на катке, болят ноги; (2)В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2): нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный или единственный ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Не следует смешивать также ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; иду по тропинке, ведущую к дому; уверенность в победу.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним об этом.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составе собственных наименований;

3) в случаях правописания наречий (слитно или раздельно), образованных о существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании И и Ы после приставок;

6) в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как…; ничто иное не…; не что иное, как… и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

^

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) в передаче авторской пунктуации.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля, замля вместо земля).

Читайте также:  Что делать если болят ноги сзади ступней

К числу наиболее распространенных обычно относят:

– пропуски букв: весь роман стоится (следует писать строится) на этом конфликте;

– перестановка букв, напр.: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);

– замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);

– добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных условиях… (следует: даже).

Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.

^

Грамматические ошибки

п/пвид ошибкипримеры
1Ошибочное словообразованиеТрудолюбимый, надсмехаться
2Ошибочное образование формы существительногоМногие чуда техники, не хватает время
3Ошибочное образование формы прилагательного^
4Ошибочное образование формы числительногоС пятистами рублями, в двухтысяча шестом году
5Ошибочное образование формы местоимения^ пафоса, ихние дети
6Ошибочное образование формы глагола, глагольных формОни ездиют, хочут, пиша о жизни природы
7Нарушение согласованияЯ знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8Нарушение управленияНужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9Нарушение связи между подлежащим и сказуемымБольшинство возражали против такой оценки его творчества.
10Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом^ , возникает такое чувство
13Ошибки в построении предложения с причастным оборотомУзкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
14Ошибки в построении сложного предложенияЭта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
15Смешение прямой и косвенной речиАвтор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
16Нарушение границ предложенияКогда герой опомнился. Было уже поздно.
17Нарушение видовременной соотнесенности глагольных формЗамирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

^

п/пвид ошибкипримеры
1Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию.
4Употребление слов иной стилевой окраскиАвтор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмовАстафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6Неоправданное употребление просторечных словТаким людям всегда удается объегорить других.
7Нарушение лексической сочетаемостиАвтор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.
8Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании)Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов; молодой юноша; очень прекрасный.
9Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10Неоправданное повторение слов^ рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11Бедность и однообразие синтаксических конструкций^ , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
13Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В.Белов. ^ относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: … даст…, научит… или … дает…, учит…);

3) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (следует: выйдя);

4) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (следует: тут);

Подобные ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (следует: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (следует: … нужны…);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; В тексте всего раскрывается две проблемы (обычно частицы ставятся перед тем членом предложения, которые они должны выделять, в данном случае ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим – всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Когда ошибка не должна влиять на оценку.

^

Предлагаем перечень трудных случаев написания и расстановки знаков препинания, когда ошибка должна отмечаться, но не должна влиять на оценку.

ОРФОГРАФИЯ

Буквенная передача звукового состава слов

– буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

– н/нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна / взволнована этим событием).

Прописная / строчная буква

– в названиях, связанных с религией: ^

– при переносном употреблении собственных имен: (Обломовы и обломовы.

– написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

– сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но! бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

– слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой / с предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа поставить (сравни: напропалую, врассыпную).

– слитное / дефисное написание: перекати-поле, гуляй-город.

ПУНКТУАЦИЯ

– тире в неполном предложении;

– обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

– запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

– различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение их или выделение их запятыми;

– сочетание знаков и комбинация знаков;

– использование тире, двоеточия и точки с запятой в союзном предложении;

– замена двоеточия на тире в бессоюзном предложении.

Названные случаи не должны влиять на оценку.

(Цитируется по сборнику материалов: Методические рекомендации по оцениванию выполнения задания с развернутым ответом. Русский язык. – М., Федеральный институт педагогических измерений, 2005.)

Источник