После перелета болит живот
Метод 1
Облегчаем расстройство желудка в воздухе
1
Используйте быстрый прием снизить расстройство желудка. Вы близки к тому, чтобы вас стошнило в воздухе? Есть несколько простых способов, которые, возможно, помогут вам быстро почувствовать себя лучше.
- Надавите на внутреннюю сторону запястья. Жмите вниз, не сильно, но ощутимо, распределив пальцы на расстоянии примерно в 2 см вдоль запястья.[1]
- Пососите леденец, чтобы вызвать слюноотделение. В большинстве случаев это помогает облегчить проблемы с желудком.
- Попросите у стюардессы лимон. Он успокаивает расстройство желудка. У бортпроводников могут быть лимоны в их тележке с напитками. Пососите кусочек лимона.
2
Попросите место у прохода. Если вы будете сидеть у прохода, добежать до туалета будет куда проще. Если у вас воздушная болезнь, требуйте место в проходе!
- Чтобы облегчить укачивание, сосредоточьте взгляд на неподвижной точке вдалеке. Отвлекайте мозг. Разгадывайте кроссворды или поиграйте в игру на электронном устройстве (ноутбуке, планшете или телефоне).
- Сделайте длинный, глубокий вдох через нос и медленно выдохните. Воспользуйтесь временем, когда можно отстегнуть ремни безопасности, и воспользуйтесь туалетом. Это может помочь облегчить стресс, который испытывает ваш желудок.
- Попросите место рядом с крылом, так как это наиболее стабильная часть самолета, и рядом с туалетом. Имейте в виду, что в хвосте самолета обычно сильнее всего трясет. Существует больше вероятности, что вам станет плохо, если вы будете сидеть в хвосте.[2]
3
Смените положение. Не замирайте в одной позе. Двигайтесь как можно больше, чтобы привести организм в гармонию!
- По возможности сделайте растяжку, например, прогуляйтесь до туалета или поерзайте на сиденье.
- Массаж брюшной полости может облегчить боль от газов. Делайте это мягко и осторожно.[3]
- Если вы не можете встать, попробуйте менять позу каждый полчаса. Скрещивайте ноги, подавайтесь вперед или кладите ноги на свою ручную кладь.
4
Включите вентиляционное сопло. Это маленькая штучка над вами, которую можно повернуть и направить струю воздуха прямо на лицо.
- Поток свежего воздуха поможет вам почувствовать себя немного лучше. Если это разрешено, наклоните спинку сиденья и откиньтесь назад.
- Если вы сидите у иллюминатора, смотрите на небо, слегка повернув голову назад. Сосредоточьтесь на горизонте.[4] Если расстройство желудка вызвано волнением, попробуйте успокоиться, послушав расслабляющую музыка или поспав.
- Попросите плед, чтобы сохранить тело в тепле, прикрыв хотя бы ноги. Чтение может усилить укачивание.[5]
5
Используйте специальный гигиенический пакет. Они не зря находятся в самолете! Даже если вы не уверены, что вас стошнит, лучше держать один наготове.
- Как правило, найти этот пакет можно в спинке кресла перед вами. Возможно, вам вам понадобится два.
- Вы также можете попросить пакет у бортпроводника. В целом дать знать персоналу самолета о том, что вам плохо — это хорошая идея. Возможно, вам позволят пересесть ближе к туалету.[6]
- Не стесняйтесь этого. Исследования показали, что люди чаще испытывают метеоризм или тошноту во время полета. Кроме того, некоторые люди нервничают, находясь в воздухе, тем самым усугубляя ситуацию.[7]
Метод 2
Предотвращение расстройства желудка до полета
1
Пейте много воды. Избегайте газированных безалкогольных напитков потому что они могут вызвать тошноту или спазмы. Лучше регулярно пейте воду, чтобы избежать обезвоживания.
- Кроме того, газированные напитки обладают мочегонным эффектом. Луше пейте воду. Она поможет при расстройстве желудка во время полета. Не торопитесь, пейте по глотку, не пытайтесь выпить все за раз.
- Также пейте воду с регулярными интервалами за 24–48 часов до полета.[8]
- Хорошая идея — выпивать как минимум 200 мл воды каждый час, проведенный в воздухе. Возьмите на борт большую бутылку воды, если это разрешено.[9]
2
Избегайте алкоголя и кофеина. Выпив что-то из этого до полета или во время него, вы можете почувствовать себя плохо.
- Алкоголь может привести к расстройству желудка. Вам также будет сложнее уснуть после пробуждения.
- Лучше, помимо воды, сделайте выбор в пользу напитков с высоким содержанием электролитов. Это может быть, например, томатный или фруктовый сок. Другие напитки также уберегут вас от обезвоживания.
- Кроме того, постарайтесь не пить алкоголь в ночь перед полетом. Похмелье с большей вероятностью вызовет расстройство желудка.
3
Примите пищевые добавки. Существует множество средств, которые могут облегчить или предотвратить расстройство желудка.
- Используйте магнезию, чтобы расслабиться. Это мышечный релаксант, который некоторые люди добавляют в травяной чай.[10] Отличными источниками магния являются органические злаки и ядра какао-бобов. Пищеварительные ферменты также помогут вам на борту самолета.
- Попробуйте имбирь. Примите имбирь в таблетках, пососите имбирный леденец или закажите имбирный эль. Говорят, это помогает некоторым людям, которых укачивает в транспорте. Опять же, старайтесь не пить много газированных напитков.
- Природные средства от укачивания включают в себя имбирь, мяту, фенхель, базилик и пажитник.[11]
Метод 3
Правильное питание
1
Избегайте определенной пищи до полета. В конце концов, в первую очередь лучше сократить шансы возникновения расстройства желудка.
- В аэропортах не очень большой выбор хорошей пищи, однако потребление продуктов быстрого приготовления перед полетом — это залог расстройства желудка на борту.[12]
- Лучше выбирать натуральные продукты, такие как морковь или орехи. Во время полета организму сложнее переваривать пищу, насыщенную солью и жирами. Избегайте пищи, которая вызывает газы и вздутие живота, а также таких продуктов, как консервированная фасоль, цветная капуста и лук.
- Избегайте пищи, к которой у вас непереносимость. Например, если вы не переносите лактозу, не употребляйте ничего молочного.[13]
2
Съешьте что-нибудь. Если вы полетите на пустой желудок, вам также может стать плохо. По возможности съешьте что-нибудь легкое.[14]
- Перекусите солеными крендельками. Возьмите их собой, хотя во многих самолетах их также предлагают и не борту. Если вы плохо себя чувствуете, попросите бортпроводника принести вам немного крекеров.[15]
- Придерживайтесь пищи с высоким содержанием белка, такой как бутерброд с арахисовым маслом, мясо или рыба. Это наполнит ваш желудок и успокоит его.
- Если вы не взяли еду с собой, не отказывайтесь от пищи на борту полностью. Хотя бы перекусите фруктами или крекерами.
3
Возьмите с собой лекарства. Просто на всякий случай возьмите на борт какой-нибудь противоязвенный и противодиарейный лекарственный препарат. Так вы будете готовы к расстройству желудка.
- Помните, что лучше брать лекарства в таблетках, а не жидкие. Вы также можете купить пластыри от укачивания. Они работают благодаря маленьким пупырышкам на внутренней части, которые создают постоянное давление и снижают тошноту.
- Если вы переживаете, что во время полета наступит расстройство желудка, возьмите с собой лекарственные средства от метеоризма. Врачи не рекомендуют совершать полеты после недавней хирургической операции на желудок.[16]
- Будьте осторожны, если у вас хроническая флегмона кишечника. Как показывают некоторые исследования, путешествие может вызвать обострение болезни, частично из-за недостатка кислорода на борту самолета.[17]
Советы
- Попробуйте использовать беруши, чтобы сидеть в тишине.
- Если вас легко укачивает, не читайте на борту.
- На всякий случай возьмите с собой влажный салфетки.
- Положите в ручную кладь запасную одежду.
- На случай, если вас укачает, возьмите с собой в самолет салфетки, полотенце, сменную пару одежды, полиэтиленовый пакет и что-нибудь перекусить (например, печенье). Перекус особенно важен, если вы не переносите еду в самолете и если вас вырвет.
Информация о статье
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Категории: Путешествия
На других языках:
English: Survive an Upset Stomach on an Airplane, Español: sobrevivir ante un malestar estomacal en el avión, Português: Sobreviver a Dores de Estômago Durante Viagens de Avião
- Печать
- Править
Эту страницу просматривали 5200 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Высотный метеоризм доставляет неудобства многим пассажирам. Каковы его причины? Можно ли избежать того, что рождает чувство неловкости перед другими пассажирами? Корреспондент
BBC Future побеседовал с датским профессором, у которого есть по этому поводу интересные идеи.
Датчанин Яков Розенберг заинтересовался феноменом высотного метеоризма во время длительного перелета в Новую Зеландию. Он обратил внимание на то, что его живот в полете заметно раздулся. Открыв сумку и увидев в ней пустую пластиковую бутылку из-под воды, Розенберг понял причину явления. Воздух в бутылке сначала расширился из-за низкого давления в салоне самолета, а после посадки снова сжался, смяв сосуд. Розенберга осенило, что точно таким же образом должны вести себя газы в нашем животе.
«С тех пор я стал замечать, насколько распространена проблема высотного метеоризма, — говорит Розенберг, профессор клинической медицины в Копенгагенском университете. — Практически все люди, с которыми я беседовал, хотя бы раз сталкивались с неприятным запахом на борту самолета». Он начал серьезно изучать этот вопрос. В результате на свет появилась научная работа, предлагающая ряд способов избавиться от неприятных ощущений и чувства неловкости во время полета.
Даже находясь на земле, все мы испускаем поразительно большое количество газов. Согласно некоторым оценкам, в среднем человек пускает ветры 10 раз в течение суток, избавляясь примерно от 1 литра газа за 24 часа. Этот газ представляет собой смесь азота, углекислоты, водорода и обладающих неприятным запахом сернистых соединений. Их производят желудочные и кишечные бактерии в процессе ферментации не полностью переваренной и усвоенной нами пищи.
(Другие статьи сайта BBC Future на русском языке)
Метеоризм свойствен абсолютно всем людям, однако Розенберг обнаружил, что с этим явлением связан ряд на удивление стойких ложных представлений. Так, вопреки распространенному мнению, медицинские исследования указывают на то, что мужчины страдают метеоризмом не в большей степени, чем женщины (хотя могут чаще говорить о нем открыто). Согласно одному такому исследованию, проведенному в конце 1990-х гг., в газах женщин содержится более высокая концентрация неприятно пахнущих сернистых соединений и, по субъективным отзывам испытуемых, они имеют более резкий запах.
Еще один миф гласит, что к повышенному метеоризму приводит употребление фасоли и бобов. Проведенный недавно эксперимент установил, что между поеданием бобовых и повышенным выделением газов не существует стойкой взаимосвязи — более того, эффект весьма индивидуален и зависит от особенностей организма. Известно, что к уменьшению производства кишечных газов приводит употребление рыбы, риса, молочных продуктов и фруктовых соков без мякоти, поскольку эти виды пищи усваиваются организмом практически без остатка.
Пилотов пучит чаще
В повседневной жизни симптомы метеоризма по большей части остаются незамеченными (или же деликатно игнорируются окружающими), но в замкнутом пространстве самолета он может представлять крайне нежелательную проблему.
Частота, с которой мы испускаем газы на высоте, объясняется элементарной физикой, говорит Розенберг: «По мере падения давления с увеличением высоты газы расширяются и занимают больший объем». Тот литр газа, который мы носим в себе, на высоте расширяется на 30%, что приводит к дискомфорту от вспученного живота.
Правообладатель иллюстрации
STRAFPGetty Images
Image caption
В свое время НАСА обеспокоилось тем, что метеоризм у астронавтов может привести к смертельным исходам в замкнутом пространстве космического корабля
Проблема весьма распространена в пассажирской авиации. На регулярное проявление симптомов вспучивания живота жалуются свыше 60% пилотов — эта цифра гораздо выше, чем среди офисных работников.
Разумеется, можно постараться сдерживать себя, но это не всегда полезно — по мнению Розенберга, помимо физического дискомфорта может возникнуть определенный риск для здоровья. «Для молодого, здорового пассажира удерживание газов внутри не представляет проблемы, но у пожилого человека это может привести к дополнительным нагрузкам на сердце», — говорит он.
Пукание на высоте может иметь и более опасные последствия, чем неприятный запах. В исследовании, проведенном в 1969 г., изучалась возможность пожара на борту космического корабля из-за воспламенения газов, скопившихся в атмосфере. По счастью, до сих пор таких инцидентов не зафиксировано. Тем не менее, сотрудники Канадского космического агентства недавно предложили ферментированную сою в качестве идеальной космической пищи — продукт содержит пробиотические бактерии, способные противостоять производящей газы микрофлоре и таким образом уменьшать симптомы вспучивания.
Худшими последствиями высотного метеоризма на борту самолета являются физический дискомфорт и чувство неловкости перед окружающими. Авиакомпании пытаются бороться с этой проблемой. В рамках своего исследования Розенберг побеседовал с датскими авиационными инженерами и выяснил, что многие авиаперевозчики уже используют в системах бортового кондиционирования угольные фильтры. Благодаря высокой пористости уголь эффективно поглощает неприятные запахи, предотвращая их распространение по салону.
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Еда, предлагаемая на борту пассажирских самолетов: капусту не предлагают уже очень давно
Кроме того, авиакомпании предлагают пассажирам на борту продукты с низким содержанием клетчатки и высоким содержанием углеводов, которые способствуют уменьшению проявлений метеоризма. Точно неизвестно, когда авиакомпании начали составлять меню с учетом этого фактора, но можно предположить, что брюссельскую и обычную капусту на борту не предлагают уже очень давно.
Нижнее белье против запаха
Несмотря на принимаемые меры, Розенберг считает, что необходимо делать больше, особенно учитывая тот факт, что с запретом на курение в самолетах иные неприятные запахи стали восприниматься более остро. Он предлагает помещать угольные вкладки непосредственно в кресла, хотя исследования и показывают, что такая мера не особенно эффективна — возможно, потому, что брюки и юбки наиболее распространенных фасонов создают «туннельный эффект», направляя газы в сторону, а не прямо в подушку сиденья.
Розенберг также предлагает авиакомпаниям использовать одеяла с вплетенными в ткань угольными волокнами. Для тех же, кто особенно озабочен проявлениями собственного метеоризма, по словам Розенберга, теперь доступно
нижнее белье, созданное по похожему принципу: согласно статье в американском журнале по гастроэнтерологии, нижнее белье с угольной подкладкой поглощает почти 100% неприятного запаха, тогда как вкладки многоразового использования, предназначенные для брюк, способны поглощать всего около 70%.
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Яков Розенберг предлагает рассаживать страдающих метеоризмом в определенных местах (например, рядом с туалетом)
У Розенберга есть и более радикальные идеи. Люди, страдающие метеоризмом, часто испускают газы и изо рта — специальные приборы могут обнаружить наличие этих газов в дыхании пассажира. По словам доктора, авиакомпании могли бы проверять пассажиров во время регистрации на рейс и рассаживать страдающих метеоризмом в определенных местах (например, рядом с туалетом) — а то и вовсе отказывать им в перевозке.
Впрочем, последнее предложение — уже явно перебор. Возможно, лучшим выходом было бы перестать стесняться испускания газов. «Пукание — не такое уж редкое явление, просто мы предпочитаем о нем не говорить», — заключает Розенберг.
Прочитать
оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте
BBC Future.
Источник
- 27.07.2011, 07:41,
- Общество
Авиационный перелет, особенно дальний, несет серьезные риски для здоровья пассажиров. Многим пассажирам с различными хроническими заболеваниями следует применять меры для профилактики обострений, а кому-то перелеты и вовсе противопоказаны. Рассмотрим наиболее актуальные вредные факторы, с которыми сталкиваются часто летающие пассажиры.
Давление в салоне
Давление в салоне может влиять на самочувствие пассажира из-за развития у него гипобарической гипоксии (недостаточное насыщение крови кислородом) при имеющихся заболеваниях дыхательных путей и сердечной недостаточности. Кроме того, изменения давления ведут к расширению газов в различных полостях тела, что также вызывает определенный дискомфорт.
Коммерческие авиалинии прокладываются на высоте 7010-12498 м над уровнем моря, а давление в салоне устанавливается на высоту 1524-2438 м, иначе такой перелет пережили бы лишь немногие здоровяки. Резкие подъемы даже на такую высоту способны вызывать головную боль, головокружение, тошноту и чувство разбитости даже у здоровых пассажиров. Дело в том, что на высоте 2438 м парциальное давление кислорода в артериальной крови падает с 95 до 60 мм рт. ст. У здорового пассажира при этом насыщение гемоглобина кислородом снижается всего на 3-4%, однако у пассажиров с перечисленными патологиями развивается более выраженная гипоксия.
Так, у 18% больных хронической обструктивной болезнью легких во время таких перелетов наблюдается умеренный респираторный дистресс-синдром. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород. К сожалению, не все авиакомпании его предоставляют. На всех российских авиалиниях запрещено провозить кислород даже врачам, сопровождающих тяжелых больных. На зарубежных же авиалиниях с 2005 года пассажиры по предписаниям врача могут и самостоятельно провозить баллончики с кислородным концентратом.
Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. Именно поэтому, кстати, протекают бутыли с шампунями и кремами, взятые в дорогу. У здоровых пассажиров вся эта физика выливается разве что в незначительную боль в животе и заложенность ушей. А вот человек с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, а то и «склеен». При резком изменении внешнего атмосферного давления здоровому человеку достаточно совершить зевательное, жевательное или сосательное движение (именно поэтому в самолетах иногда раздают карамельки), и просвет евстахиевой трубы в глотку открывается, что быстро ликвидирует заложенность в ухе. В случае с простудой это помогает далеко не всегда, и тогда можно прибегнуть к приему Вальсальвы: выдох с закрытым ртом и зажатым носом. По тем же причинам простуда после перелета может обостриться гайморитом. Поэтому пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (например, на основе оксиметазолина) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску — это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и околоносовых пазухах.
Вследствие тех же механизмов могут возникнуть и вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.
Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух (операции на животе, грудной клетке, некоторые глазные операции). Если вы планируете совершать перелет через несколько дней после такой операции, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Тромбоз глубоких вен
По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может развиваться у пассажира, много часов находящегося в сидячем положении. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. Длительная же неподвижность ведет к застою крови в венах и может привести к тромбозу. Тромбы, образующиеся в венах, в большинстве случаев имеют небольшой размер и не представляют проблем. Тромбы побольше могут привести к отекам и болезненности в области голеней. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Тромбоэмболия легочных артерий проявляется не сразу, а спустя несколько часов или дней после перелета.
Исследования показывают, что восьмичасовые и более длительные перелеты повышают риск тромбоэмболии примерно в 4 раза. Вообще же риск возрастает уже и при 4-часовых перелетах.
Риск тромбоэмболии повышается при наличии следующих факторов:
— повторный перелет за последние 2 недели;
— тромбоз в прошлом;
— тромбоэмболия у ближайшего родственника;
— использование эстрогенсодержащих контрацептивов;
— беременность;
— недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях);
— наличие злокачественных опухолей;
— врожденная патология свертывающей системы крови;
— курение.
Чтобы свести риски к минимуму, рекомендуется:
— обильно пить;
— избегать алкоголя и кофеиносодержащие напитки (кофе, кока-кола и др.);
— менять позицию в кресле, а еще лучше регулярно вставать и прохаживаться по салону;
— делать упражнения, заставляющие сокращаться мышцы голени;
— лицам с факторами риска рекомендуется надевать компрессионные чулки; врач может также рекомендовать прием антикоагулянтов типа варфарина (что касается профилактического приема аспирина перед полетом, вопрос остается спорным).
Космическая радиация
На больших высотах уровень космической радиации возрастает, поэтому в 1991 году Международная Комиссия по Радиологической Защите (ICRP) стала рассматривать космическую радиацию как фактор профессионального риска у членов экипажей. При годовом суммарном облучении свыше 20 мЗв может возрастать риск развития рака груди или кожи. Что же касается пассажиров, даже часто летающих, до настоящего времени сколько-нибудь значимого влияния космической радиации на их здоровье не обнаружено.
Десинхроноз
В английском языке весьма популярен термин jet lag, который на русский язык переводится как известный только специалистам «десинхроноз». Речь идет о сбивающихся суточных биоритмах при резкой смене часовых поясов. Многие из нас знают, что длительные перелеты могут вызвать слабость, сонливость или бессонницу, запоры, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы вписаться в новый часовой пояс, в среднем здоровому человеку нужны сутки на каждый час разницы при перелетах на запад и полтора дня — при перелетах на восток.
Чтобы облегчить последствия десинхроноза, следуйте следующим рекомендациям:
— перед путешествием на восток попытайтесь ложиться на час раньше, чем обычно, в течение 3 дней до полета. Перед полетом на запад, наоборот, за 3 дня ложитесь на час позже;
— во время полета не пейте кофеиносодержащих напитков;
— на новом месте постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое ночное время — это ускорит перенастройку биологических часов;
— препараты на основе мелатонина остаются золотым стандартом в лечении десинхронозов. Мелатонин — гормон эпифиза, регулирующий суточные ритмы в зависимости от длины светового дня. Препараты мелатонина рекомендуется применять при пересечении 5 и более часовых поясов, при этом принимать его начинают за 2-3 дня до перелета. Если вы страдаете эпилепсией или принимаете варфарин, не применяйте мелатонин, не проконсультировавшись с врачом. Появились и новые, более эффективные препараты, пока еще не зарегистрированные в РФ, такие как агомелатин (агонист рецепторов меланина и серотонина 5-HT) и рамелтеон (агонист мелатониновых рецепторов);
— если вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.
Особые группы пассажиров
Каждая авиакомпания может предъявлять разные требования, при этом капитан имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет. Ориентировочный список противопоказаний к перелету таков:
— новорожденные младше 7 дней;
— беременность свыше 36 недель;
— ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое;
— все серьезные и/или острые инфекционные заболевания;
— декомпрессионная болезнь;
— повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией;
— инфаркт миокарда или инсульт за 7-10 дней до полета;
— недавняя операция на брюшной или грудной полостях, на черепе, на глазах — т.е. все операции, которые связаны с введением воздуха в закрытую полость тела;
— тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким);
— серповидно-клеточная анемия;
— обострение психического заболевания.
Пассажиры с такими проблемами могут лететь на коммерческом самолете только в сопровождении медперсонала.
Что касается первой помощи на борту, отмечу, что в соответствии с британским, канадским и американским законодательством, врачам из числа пассажиров не вменяется в обязанность спасать пассажиров, если у тех развивается какое-либо жизнеугрожающее состояние. В Австралии, многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, напротив, врач на борту обязан оказывать медицинскую помощь. В любом случае при международных перелетах медицинский работник не может быть привлечен к ответственности за оказанную на борту медицинскую помощь в пределах своих знаний и опыта, даже если она оказывалась неправильно.
На борту любого авиалайнера всегда имеется аптечка, комплектуемая по стандарту страны, которой принадлежит борт. Все члены экипажа обязаны владеть навыками оказания первой помощи при острой боли в животе, остром психическом возбуждении, анафилактической реакции, боли за грудиной (подозрение на инфаркт миокарда), приступе бронхиальной астмы, остановке сердца, гипогликемии, судорожном припадке, потере сознания.
Алексей Яковлев, РИА Новости 2
Источник