Болят ноги при намазе

Аудио версия настоящей статьи:

В джамаате (совершая молитву-намаз сообща с другими) обязательно или желательно выстраиваться, касаясь предплечьями и ступнями (даже пятками) друг друга? Глядя на рьяность, ретивость некоторых в данном вопросе, кажется, будто это есть главная часть молитвы.

Ступнями — нет необходимости. Важны ровность рядов и единая направленность тел (туловища, плеч) в сторону киблы. Кстати, главным в молитве является осознание того, что (1) ты стоишь в покорности, обращаясь к Господу миров, и (2) наличие хоть малой толики набожности пред Ним в сердце.

А теперь более подробно о спрошенном вами.

Основным в вопросе выстраивания рядов перед совершением молитвы-намаза является их ровность и сплоченность, когда никто из молящихся не выступает телом вперед или не остается слегка позади ряда. Вот хадисы по этому поводу:

— Пророк, обращаясь к молящимся, призывал: «Выравнивайте ряды [пусть каждый ряд превратится в ровную линию]![1] Ровность рядов способствует полноте молитвы[-намаза]»[2];

— Анас передал: «Когда прочитали икамат (люди встали на молитву), Пророк повернулся к нам лицом и сказал: «Выстройте ряды [выровняйте их так, чтобы все были направлены в одну сторону] и стойте сплоченно [а не каждый как-то отдельно, сам по себе], я вижу вас [хотя стою к вам во время молитвы спиной]»[3];

— Посланник Всевышнего однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно[4])»[5].

Что же касается расстояния между молящимися, то главным, согласно Сунне, является не оставлять свободных мест в ряду, заполнять их, начиная с первого, при этом не создавая тесноты и толкотни. Плечи должны быть параллельны в своей направленности и могут касаться плеча соседа. В выборе расстояния между ступнями человек свободен: поступает так, как ему удобнее и как оно покорнее пред Богом. Есть следующие хадисы по этому поводу:

— Абу Мас‘уд передал: «Перед молитвой Пророк [порой] касался своей рукой наших плеч [подравнивал тех, кто выходил из ряда] и говорил: «Стойте ровно [туловищем обратитесь в одно направление], не разворачивайтесь в разные стороны, иначе придете к тому, что и сердцами своими разбредетесь [потеряете сплоченность и взаимопонимание]»[6];

— «Выстраивайте ряды [выровняйте их]! Расположите плечи параллельно (пусть они будут одинаково направлены, повернуты в сторону киблы). Заполните свободные места [в передних относительно вас рядах; расстояние между рядов также не должно быть излишним][7] и будьте взаимовежливы (не толкайте, не расталкивайте друг друга локтями, теснясь) [заполнение рядов не есть призыв к толкотне и тесноте, когда имеется запас мест для моления]. Не оставляйте свободных мест [в передних рядах] для Дьявола [по возможности заполняйте ряд за рядом, начиная всякий новый ряд с центра[8]]. Кто соединит прерванный [пустотою] ряд, тот получит благое воздаяние от Господа, а кто оборвет (не заполнит пустое пространство между двумя молящимися) [к примеру, не желая оставить свое место и перейти в передний, незаполненный ряд], тот потеряет [духовную] взаимосвязь с Богом (будет отрезан от Божественной милости и внимания)»[9].

Ни в одном из достоверных или пусть даже сомнительных, недостоверных хадисов не говорится о ступнях ног, о том, насколько широко или узко они должны быть расположены относительно друг друга. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не дал на этот счет конкретных рекомендаций[10]. Имеются лишь (1) слова Анаса ибн Малика о том, что «один из нас приставлял плечо к плечу рядом стоящего и ступню к его ступне»[11] и (2) слова Ну‘мана ибн Башира[12]: «Я видел человека (одного из нас, вставшего на намаз), который свою лодыжку (ступню) присоединил к лодыжке (ступне) соседа»[13]. Они описали практическое понимание призыва к сплоченности рядов отдельно взятым человеком. Так поступили один или двое, но массового следования именно подобной трактовке призыва Пророка к ровности рядов и сплоченности не было. Вследствие отсутствия в хадисах какого-либо упоминания о расположении ступней во время молитвы-намаза, а также отсутствия четких практических рекомендаций по этому поводу со стороны сподвижников, особенно ученой части из их числа, богословы всех четырех мазхабов (не только основатели, но и продолжатели) высказались о свободе выбора в данном вопросе, дав при этом желательные практические рекомендации:

богословы-ханафиты: оптимальное расстояние между ступнями молящегося во время стояния в молитве — в четыре пальца (кисти), это ближе к проявлению покорности пред Богом;

богословы-шафииты: оптимальным является расстояние в одну пядь (22,5 см). Нежелательно (макрух) соединять ступни, если нет на то особой причины;

ученые маликитсткого и ханбалитского мазхабов: ступни следует поставить свободно (усредненно), не соединяя и не расставляя, безобразно раздвигая их[14].

То, что порой мы можем наблюдать в некоторых случаях коллективных молитв, когда человек настойчиво расставляет ноги так, чтобы касаться ступни соседа всей внешней боковой частью своей ступни (лодыжкой), излишне широко раздвигая и искривляя ноги, не имеет какого-либо обоснования в Сунне. Это — порицаемое новшество (бид‘а), которое было кем-то введено как важная составляющая молитвы (на что нужен весомый и достоверный аргумент), а другие просто начали бездумно повторять (таклид). Всякий вправе поступать как пожелает, прислушиваться к тем, кто ему по душе, но если человек создает неудобства своему соседу во время молитвы, на каждом ракяате при вставании раздвигая ноги, то ему следует задуматься над тем, какой же смысл он вкладывает в этот «молитвенный» ритуал: потеряв приоритеты, забыв о других, о себе, он отдался всей душой и сознанием формальным внешним неважным элементам.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Читайте также:  Подвернула ногу месяц назад еще болит

[1] Учитывайте, что тогда еще не было сегодняшних ровных полов и паласов, рисунком своим очерчивающих ряды. Пророк и сподвижники молились на песке, что затрудняло ровность ряда и единения направленности всех молящихся в одну сторону.

[2] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 226, хадис № 723; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 185, хадис № 124–(433).

[3] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 225, хадисы № 718, 719; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 185, хадис № 125–(434); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 263–265, хадисы № 718, 719 и пояснения к ним.

[4] Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.

[5] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».

[6] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 185, хадис № 122–(432); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 546, хадис № 2172, «сахих».

[7] См., например: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 852, 854; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 200.

[8] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 54, пояснение к хадису № 1094.

[9] Св. х. Ахмада, Аду Дауда, ан-Насаи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 94, хадис № 666, «сахих».

[10] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 225–227, хадисы № 717–725; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 263–269; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 5. С. 374–379; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184–186, хадисы № 122–(432)–128–(436); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 154–157; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 93, 94, хадисы № 661–672; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 158, 159; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 306–317; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 527–551, хадисы № 2154–2177; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 180; Т. 3. С. 198-201, хадисы № 1127–1132; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 848–854, хадисы № 1085–1102 и пояснения к ним; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 49–55; Т. 1. С. 149, хадис № 161 и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 175–177; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 1267.

[11] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 268.

[12] В год смерти пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) Ну‘ману было восемь лет. См., например: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 848.

[13] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 268; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 549, 550.

[14] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 881, 882; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 234, 235.

Источник

Человек, который может стоять и может совершить поясной поклон (руку‘), но не может сделать земной поклон (суджуд), выполняет намаз следующим образом:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит вступительный такбир «Аллаhу акбар» с намерением совершить соответствующий намаз.

2. Читает суру «Аль-Фатиха» стоя.

3. Совершает поясной поклон как обычно, чтобы ладони были на уровне колен, и задерживается в этом положении на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh».

Читайте также:  Как болят ноги при отложении солей

4. Возвращается в положение стоя и задерживается в этом положении на некоторое время (тумаънина).

5. Затем молящийся садится на стул (в кресло, на скамью), предварительно подготовленный для этого, и совершает земной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положениинекоторое время. При этом молящийся читает те же молитвы, которые обычно читаются при совершении земного поклона.

6. После этого необходимо сидеть между двумя земными поклонами, то есть вернуться в положение сидя и задержаться в этом положении на некоторое время.

7. Совершает второй земной поклон: наклоняется так же, как при первом земном поклоне, и находится в этом положении некоторое время.

8. Затем молящийся встает для выполнения второго ракаата.

9. Повторяет все пункты как в первом ракаате, но после второго земного поклона не встает, а сидя читает «Ташаhhуд» и «Салават», если он совершал утренний намаз. После этого он выходит из намаза, то есть завершает его, произнеся «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh», при этом рекомендуется повернуть голову сперва вправо, а затем влево. Этим он завершает свой намаз.

Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто может стоять, но не может совершить поясной и земной поклоны

Кто может стоять при выполнении намаза, но не может совершить поясной и земной поклоны, тот делает следующее:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит «Аллаhу акбар» вместе с намерением для совершения соответствующего намаза.

2. Стоя читает суру «Аль-Фатиха» так, чтобы слышать себя.

3. Садится в кресло (на стул), совершает поясной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положении, в состоянии покоя, в течение времени, необходимого для произнесения «Субханаллаh».

4. Затем садится и задерживается в этом положении на время, необходимое для произнесения «Субханаллаh».

5. Совершает первый земной поклон, т.е. наклоняется вперед больше, чем наклонялся при совершении поясного поклона.

6. Возвращается в положение «сидя», находится в этом положении некоторое время.
7. Совершает второй земной поклон так же, как и первый, находится в этом положении в состоянии покоя столько, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh».

8. Встает для совершения второго ракаата, выполняет все так же, как и в первом ракаате, но после второго земного поклона сидит для чтения «Ташаhhуда» и «Салавата», если молящийся совершал утренний намаз.

9. После этого он заканчивает намаз произнесением «Ас-Саляму ‘аляйкум».
Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто не может стоять

Человек, который не может совершать намаз стоя, выполняет его сидя.

Молящийся сидит лицом к Кибле.

Говорит «Аллаhу акбар» вместе с намерением выполнять соответствующий намаз и читает суру «Аль-Фатиха» сидя.

Делает поясной и земной поклоны так же, как описано выше, но так как он не может стоять, выполняет все сидя.

Из книги «Намаз — опора религии»

Источник

Как совершать намаз во время болезни?

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Как совершать намаз во время болезни?

• Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

• Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

• Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

• Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

• Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

Читайте также:  Болят суставы рук и ног что делать уколы

• Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

• Если человек в  состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

• Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

• Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
• Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры – намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном разделе нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело совершать молитву. В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл…» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда (земном поклоне) должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) – половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Источник