Психосоматика болей в животе у ребенка

Психосоматика болей в животе у ребенкаДети часто жалуются на то, что у них болит живот: психосоматика этого недуга давно изучена психологами и педиатрами. Малыш нервничает, мышцы брюшины начинают непроизвольно сокращаться, в результате в области пупка появляется резь. Психосоматические боли в животе могут длиться от четверти часа до двух-трех часов. Если такие спазмы сопровождаются рвотой и повышением температуры, необходимо пройти полное медобследование.

У ребенка болит живот: психосоматика недуга

Психологические боли в животе отмечаются у многих детей 4 — 12 лет. Наиболее подвержены такой психосоматической реакции дети с повышенной нервозностью, замкнутые и очень стеснительные. Часто после медицинского обследования причина болей остается неясной, так как заболеваний органов брюшной полости и таза не выявляется. Тогда их связывают с психосоматикой, если боль в животе повторяется 3 раза и более на протяжении 3-х месяцев, то она считается рецидивирующей.

Обычно симптомы психосоматических болей в животе проявляются в области пупка и продолжаются от 15 мин до 2 — 3 ч. Она появляется чаще во время еды или на фоне переживаний. Симптом может сопровождаться побледнением и потливостью, появлением синевы под глазами и рвотой. Интересное занятие, игра, общение с друзьями отвлекают ребенка, и боль проходит.

Боль в животе у ребенка как реакция психосоматики всегда вызывает беспокойство у родителей и врачей, так как может быть признаком тяжелых заболеваний органов пищеварения, почек и др., имеющих серьезные последствия. Поэтому даже если ребенок практически здоров и боль в животе не связана с болезнями, нельзя оставлять ее без внимания, и следует выяснить, почему она повторяется.

В случае если у ребенка отмечаются поносы, рвота, снижается масса тела, ухудшается аппетит, периодически повышается температура тела или эти симптомы появляются в дальнейшем, боль в животе уже не является психосоматической. Необходимо комплексное обследование для установления точного диагноза.

Психологические причины болей в животе у ребенка

Для уточнения психосоматической природы симптома необходимо оценить психологическую обстановку в семье, понаблюдать за ребенком, выяснить, как складываются у него отношения в детском коллективе, с воспитателями и учителями. Нужно также поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.

Спровоцировать боли в животе могут психологические причины: семейные конфликты, громкие выяснения отношений и драки между членами семьи, развод родителей. Боль в животе может возникнуть у ребенка в связи с болезнью или утратой близких (родственников, друзей), любимого животного. Она может являться защитной реакцией при конфликтах в детском саду и школе, ведь в таком случае ребенок останется дома и избежит неприятного общения. Боль в животе возникает у детей при отсутствии понимания, друзей, при пребывании вне семейного круга. Болезненно дети воспринимают появление в семье новых членов (брата или сестры, отчима или мачехи). Подобным образом ребенок может также реагировать на ограничения, с которыми ранее не сталкивался, например, при отказе в покупке дорогой игрушки в связи с материальными затруднениями. Жалобы на боль в животе могут быть при физических и эмоциональных перегрузках, астеническом синдроме, истерическом неврозе. При выяснении причин симптома необходимо обратить внимание на условия сна ребенка. Если он спит вместе с родителями в одной кровати или в комнате с кем-то из старших, то это тоже может быть основанием для развития психосоматики.

Статья прочитана 11 923 раз(a).

Источник

Часто мы слышим от наших детей, что они не будут есть гречку, мясо, не любят яйца, кашу, суп. Многие родители сталкивались с детскими запорами и рвотами, или того хуже – гастритами, панкреатитами, дискинезиями желчевыводящих путей. Дальше — хуже: ожирения, анорексии, булимии… Все эти нарушения функционирования одной из важнейших систем в организме ребенка – пищеварительной, влекут за срывы в работе эндокринной, репродуктивной и остальных систем, необходимых для здорового роста. И если походы к гастроэнтерологу не приносят результата, быть может, ребенку (да и родителям) требуется совершенно другой специалист – психотерапевт.

Боли «от горя» 

Нередко случается так, что больного ребенка кладут в стационар. Там ему становится лучше, его выписывают, но спустя некоторое время жизни дома «вылеченное» заболевание вновь обостряется. Такие дети могут бесконечно лежать в гастроэнтерологии – до тех пор, пока родители не отведут чадо к психиатру. Современная психиатрия знает тысячи случаев, когда после одной консультации такого специалиста у детей рубцевались язвы и проходили гастриты.

Мысль о влиянии души на тело была распространена еще в греческой философии и медицине. А в XIX веке врач-психиатр из Лейпцигского университета профессор Хейнрот предложил медицинской общественности термин «психосоматика». Он подразумевал под ним влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правда, высокоморальная немецкая психиатрия того времени полагала, что источником душевной болезни является исключительно грехопадение и безнравственность.

Спустя сто лет Зигмунд Фрейд, открыв психоанализ, значительно углубил понимание человеческой психики и ее влияния на физическую жизнь человека. И хотя у Фрейда тут же появились оппоненты, с ключевой идеей о связи психики и соматики (телесности) никто не спорил. Во второй половине XX века психотерапия стала отдельным, самостоятельно существующим направлением медицины. Любопытно, что такие распространенные сегодня заболевания, как астма и аллергия, еще сто лет назад классифицировались исключительно как «истерические» и «психосоматические». В некоторой мере это действительно так: врач-психотерапевт высшей категории Ирина Ширяева (медицинский центр «Авиценна», Новосибирск) объясняет, что организм маленького человека очень чутко реагирует на стрессовую ситуацию: в случае, когда психика не справляется, страдает тело, причем та система организма, которая наиболее у ребенка ослаблена. У кого-то проявляются кожные высыпания, кто-то реагирует температурным скачком, но наиболее часто страдает желудочно-кишечный тракт.

Читайте также:  У детей болит живот фото

Откуда у ребенка стресс? 

Психологическая природа соматического заболевания у ребенка сперва кажется родителям маловероятной: откуда у ребенка стресс? А вот стресс-то у ребенка как раз случается в разы чаще, чем у взрослого человека. И переживается порой глубже. Внешняя же реакция выглядит совсем не так, как у взрослых. Ирина Ширяева говорит, что депрессивные состояния у детей часто проявляются агрессией, возбужденными состояниями, нарушениями сна, отказом от учебы, отказом от еды, болями в животе, привычными рвотами и многими другими… телесными проявлениями.

Психосоматика болей в животе у ребенкаЧитайте также:

Температура у ребенка

Психотерапевт Раиса Зотова («Центр практической психологии», Новосибирск) в одной из своих работ делает вывод, что практически у всех детей с психосоматическими нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии). Ребенок любого возраста отреагирует стрессовым состоянием на утрату значимого для него лица (например, болезнь или смерть наиболее близкого человека) и серьезные перемены в привычной жизни (отлучение от груди, адаптация к детскому саду, школе, первая неудача в любви).

Для ребенка до года очень важен контакт с мамой, и если мать переживает послеродовую депрессию и холодна к ребенку, он может отказаться от груди. Кроме того, такие маленькие дети часто реагируют на… сверление стен. Хронические ремонты, говорит Ирина Ширяева, противопоказаны, когда дома маленький ребенок. Дети школьного возраста остро переживают школьные неудачи: связаны ли они с учебой или с общением между сверстниками, либо это конфликт с учителем. Иногда так называемый школьный невроз проявляется рвотой при посещении учебного заведения. Таким образом, детский организм на уровне соматики фиксирует протест и нежелание идти в школу.

Стрессовой ситуацией для детей любого возраста, безусловно, является и ситуация родительских конфликтов. Такая психологическая обстановка в семье сказывается негативно на психическом и физическом самочувствии ребенка. Но как бы то ни было, понять истинную причину того или иного заболевания ребенка не так-то просто – далеко не всегда она именно психологическая. Родители должны быть очень внимательны к младшим членам семьи.

Чем ребенок может заболеть от стресса? 

Психологические причины имеет масса заболеваний, что же касается пищеварительной системы, то угадать, как проявится та или иная реакция на стресс, невозможно. Отказ от еды, плохой аппетит, рвота, тошнота, боли, срыгивания – все это может стать симптомом психосоматического заболевания. 

Психологическую причину могут иметь гастрит, язва, панкреатит, дискинезии, колиты и прочие заболевания ЖКТ. Но эти же болезни могут быть диагностированы и у психически здорового ребенка! Избирательное питание, которое многие родители считают всего лишь индивидуальной особенностью ребенка, может оказаться тревожным звоночком, в то время как ожирение, которое часто считают следствием низкой самооценки, – вызвано всего лишь вредными пищевыми привычками семьи. Словом, если у вашего чада постоянно возникают те или иные нарушения в работе пищеварительной системы, то в первую очередь следует обратиться, разумеется, к педиатру и гастроэнтерологу. Но третьим специалистом может (и должен) стать детский психотерапевт. 

Но существует одно заболевание, которое в 99% случаев имеет психологические причины. Это – нервная анорексия. Встречается она чаще всего у белокожих девочек и в последние годы стремительно молодеет: к психотерапевтам приводят пациенток десяти и даже девяти лет от роду. Опасна анорексия тем, что сильно похудевшая и уже истощенная девушка не понимает своего истощения. Ирина Ширяева говорит, что когда анорексичные девочки рисуют проективные рисунки, в которых должны передать собственный образ, то изображают себя толстыми. А поправившись на 300 граммов, доходят до истерики. Нервная анорексия – это не гастроэнтерологическое, а тяжелое психическое расстройство, часто приводящее к летальным исходам, и практически никогда не излечиваемое полностью.

Очень часто анорексия у детей возникает в семьях с тяжелой психологической атмосферой, где родители, погрязшие в собственных проблемах, невнимательны к ребенку. А тем временем первые признаки заболевания заметить легко: отказ от калорийных, а затем белковых продуктов, сопровождающийся жалобами на боли и тошноту. Девушки, больные анорексией, как правило, очень энергичны, хорошо учатся, трепетно относятся к своим достижениям, следят за своим внешним видом и… страдают.

Что делать родителям?

Как показывает опыт психотерапевтов, в первую очередь нужно чутко следить за психологической атмосферой дома. Как говорится, лучше счастливый и довольный ребенок, чем идеальный порядок в квартире. Но не менее важен счастливый и довольный родитель. Депрессия чаще всего входит в жизнь как большого, так и маленького человека постепенно и незаметно. Не всегда психологические сигналы бедствия, которые подает ребенок, замечают прежде, чем заболевание проявится на физическом уровне. Внимание к настроению и самочувствию своего чада – неотъемлемая часть нормального общения детей и родителей.

Читайте также:  ложусь на живот болит грудь

Кристина Гортман

Фото thinkstockphotos.com

Источник

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Психосоматика ДЕТСКИХ заболеваний: 8 способов разрушить своего ребенка

Китайские игрушки, трансгенные жиры,  кризис в политике  – сколько  опасностей  поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако,  задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?

С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:

  • предрасположенности;

  • «благоприятную» среду для проявления и развития;

  • механизм запуска.

Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.

Почему воспитание является основной  причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы,   возникают годам так к 7-10.

Психосоматика ДЕТСКИХ заболеваний: 8 способов разрушить своего ребенка

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.  

Тот же процесс, но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.

Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры  с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард  установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширение-сужение зрачков, давление, тембр голоса —  ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.  

Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.  

Ребенок  на 100% зависит в своем выживании от матери.

Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку.

Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее.

Собственно это – механизм выживания.

Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение  матери  с любовью и отношение  с раздражением  запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

Увы, с  возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка  не уходит.  Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым», а значит накормленным, одетым и защищенным. 

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок  научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю.  В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

 «А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей ?» – спросите Вы.

Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали,  как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители, ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери?  От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и  чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

Далее ребенок растет и начинается процесс его «встраивания» в систему взглядов и традиций семьи, затем системы образования, затем общества в целом.

Какие ловушки поджидают здесь родителя?

Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.

Большинство взрослых считает, что ребенок  — это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .

Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый,  но  со скидкой на  возраст – неправильно.

Читайте также:  Сильно болит живот и температура что делать

В каждом периоде развития мозга ребенка  есть «отключенные» до поры до времени  функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они  напрочь «отпадут» в  старшем возрасте.

Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться, выставляя ребенку задачи и требования.

Это гарантия,  что родители  не покалечат  ребенка и не упустят  задержек в его развитии.

Если этим пренебрегать – невроз  и родителю и ребенку обеспечен.

Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.

Генетическая предрасположенность  — механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок  просто обязан быть таким, как они. 

Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также.

Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.

Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии  или психической дисгармонии   ребенка.

Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь, проживая за ребенка его жизнь.

Вкусы, друзья, цели, путь в жизни и многое другое за ребенка выбирает родитель.

Что  получает в итоге такой ребенок?  

  • Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения;
  • психические расстройства, как следствие разрушения структур личности.

Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю.

Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых,  примеряя на себя их способности,  не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй. 

Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем  воспитывать: «то привьем, это отобьем».

А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.

  • Будет ли ребенок  душой компании и общественным деятелем в школе  — зависит от того насколько  родители открыты к общению и участию в общественной жизни.  
  • Будет ли он нахлебником,  или опорой семьи  – зависит от того, что он видел в родительской семье.
  • Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом,  зависит от того, как жили мать с отцом,  и какое это произвело впечатление на ребенка.

И так во всем.

Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.

Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал

«Жизнь сложна, родители пашут на износ  для благополучия ребенка, не до усипусек!».  

Самая коварная ловушка.

От стресса ребенка защитят  и помогут из него выкарабкаться как в детстве,  так и во взрослой жизни,  стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых   является эмоциональный и когнитивный капитал.

Ребенку важнее  чувство защищенности  от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает.

Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером  для следующих преодолений сложностей.

Положительные эмоции каждого  дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки  без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки.

Это эмоциональные кирпичики стойкости  духа и физического здоровья.

Ловушка шестая: любовь или требования?

Любить и залюбливать,  или требовать и взыскивать? Одни предпочитают  свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок. 

Однако если не соблюсти баланс —  первое может привести к невротическим депрессиям в будущем,  а  второе  — к компульсивным расстройствам.

Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.

Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?

Большинство родителей практически не задаются  вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»?

Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью  родители воспитывают так,  как их воспитывали их родители.

Недовольные же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мама-папа».

И первый,  и второй варианты  не гарантируют  отсутствия  ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по  результату: здоровый и счастливый человек.

Так уж принято считать, что «каждый сам кузнец своего счастья», а здоровье – вообще «темный лес». Потому в систему воспитания, как причину нездоровья и несчастья,  никто и не заглядывает.

Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!

К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если, как личность, он чувствует себя неудавшимся, несчастным — ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность, и неспособность к отношениям, и многое другое, что мучает родителя.опубликовано econet.ru.

Оксана Фортунатова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник