Тит иди молотить живот болит тит иди кашу

Марина Уткина
Театрализованные игры «диалоги: фольклорные, поэтические, музыкальные».

Я работаю в детском саду с детьми с нарушением речи. Речь наших воспитанников чаще не эмоциональна. В силу органических нарушений коры головного мозга у детей оказываются нарушены все компоненты речи и средства речевой выразительности. Театрализованная деятельность помогает детям с недостатком речевого развития и детям с задержкой речевого развития в увлекательной форме активизировать речевую деятельность. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка и предупреждения эмоциональных расстройств. Но это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно, что бы игры были разнообразными, а содержание – увлекательным. В своей работе, я постоянно использую различные диалоги: фольклорные, поэтические, музыкальные. Предлагаю их вашему внимаю, может быть вам пригодится.

Диалоги на фольклорную тематику

Федул, что губы надул?

Дети поочередно:

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег

— Можно ли зашить?

— Да иглы нет

— А велика ли дыра?

— Остались ворот да рукава.

Что за скрип?

Ребенок: что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Капуста (ребенок): Как же быть без хруста.

Если я капуста.

Собака, что лаешь?

Ребенок: Собака, что лаешь?

Собака (ребенок): Волков путаю.

Ребенок: Собака, что хвост поджала?

Собака: Волков боюсь!

Ежу кукушка говорит

Воспитатель: Ежу кукушка говорит.

Кукушка (ребенок): Как ты колюч, как ты небрит!

Eж (ребенок): Давно б сбрил иголки,

Да бегают по лесу волки.

Тит, иди молотить

Дети поочередно:

— Тит, иди молотить!

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть!

— А где моя большая ложка?

Эй, Фома, что из леса несешь?

Дети поочередно:

— Эй, Фома, что из леса не идешь!

— Да медведя поймал!

— Веди сюда!

— Да не идет!

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

Здорово, кума!

Дети поочередно:

— Здорово, кума!

— На рынке была.

— Никак, ты, кума, глуха?

— Купила курицу да петуха.

— Пять алтын дала.

Бежала лесочком.

Воспитатель:

— Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лиса (ребенок):

— Лесные грибочки,

Грибочки груздочки

Для сына, для дочки.

Кисонька — мурыcонька

воспитатель предлагает одному из детей сыграть роль кисоньки, а другому ребенку — ей задавать вопросы.

Ребенок: Кисонька — муpысонька, ты где была?

Кисонька: На мельнице.

Ребенок: Кисонька — муpысонька, что там делала?

Кисонька: Муку молола.

Ребенок: Кисонька — муpысонька, что из муки пекла?

Кисонька: Прянички.

Ребенок: Кисонька — муpысонька, с кем прянички ела?

Кисонька: Одна!

Ребенок (грозит пальцем): Не ешь одна, не ешь одна!

Кисонька мяукает закрывает лапками глаза и прячется.

Тень-тень, потетень(1-й варuан)

Воспитатель:

Тень-тень, потетень.

Выше города плетень.

Сели птицы на плетень.

Похвалялися весь день.

Хвалилась синичка:

— Схожу по водичку!

Сорока хвалилась:

— Что каша сварилась!

Воробушек хвалился,

Да спать завалился.

Когда он проснется,

Сказка снова начнется.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Вот как!

Слова синички и сороки произносят дети.

Тень-тень, потетень(2-й варuанm)

Воспитатель:

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялися eжи:

— У нас шубы хороши.

Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Похвалялася лиса:

— Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

— Ну-ка, догоняй-ка!

Зайцы, зайцы, вы куда бегали?

Ведущий и дети (поочередно):

— Зайцы, зайцы, вы куда бегали?

— В лес сосновый!

— Что там делали?

— Лыки драли!

— Куда клали?

— Под колоду под пенек.

Под березовый листок.

Поэтические диалоги

Одуванчик

Воспитатель:

Светлый, как фонарик,

В траве пушистый шарик.

Дунул ветер.

Ребенок:

Ой! Видна. Только пуговка одна.

Н. Френкель

Вот они, цыплятки

Ребенок:

Курочка – хохлатка,

Где твои цыплятки?

Курочка (ребенок):

Вот они — цыплятки.

Вот мои ребятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

Н. Френкель

Кто спешит?

Воспитатель:

Кто спешит по переулку?

Сколько новеньких лопат!

Ребенок:

Это вышел на прогулку

Наш веселый детский сад!

Н. Френкель

Мишка, мишка! Что с тобой?

Ребенок.

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты с зимой?

Мишка (ребенок):

Потому что снег и лед —

Не малина и не мед!

В. Орлов

Зачем у черепахи?

Ребенок:

— Зачем у черепахи

Квадраты на рубахе?

Черепаха (ребенок):

— Чтоб в шахматы и шашки

Играли черепашки!

В. Орлов

Жук

Ребенок:

— Жук-жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи!

Жук (ребенок):

— Жу-жу-жу-жу.

Я на дереве сижу!

Ребенок:

— Жук, жук, покажись

Надо мною покружись!

Жук:

— Жу-жу-жу-жу,

Я летаю и жужжу!

Н. Френкель

Я сегодня устал

Ребенок: Я cегодня устал!

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Ни разу не хулиганил.

П. Синявский

Воробьишка, воробьишка

Воспитатель:

Воробьишка, воробьишка,

Непоседа, шалунишка,

В лужу вдруг залез по грудь.

Он ведь может утонуть!

Ребенок:

Я бегу ему помочь —

Отлетел он сразу прочь.

Крылышками взмахивает,

Перышки отряхивает

Воробышка (ребенок):

Чик-чирик, чик-чирик,

Я купаться так привык!

П. Мерзляков

Ты видел ли дятла?

Миша:

Ты видел ли дятла

Когда-нибудь, Ваня?

Ваня:

А как же, недавно

На телеэкране.

Миша:

А может быть,

Видел в лесу настоящем?

Ваня:

Мы в лес телевизор

С собой не потащим!

С. Погореловскuй

Загорелый помидор

Воспитатель:

Загорелый помидор

Завел с капустой разговор.

Помидор (ребенок)

: До чего ж ты белая,

Совсем не загорелая!

Капуста (ребенок):

Вот попробуй загорать.

Если платьев сорок пять.

Пока снимаю платьица,

Солнышко закатится.

Т Петухова

Где ты, серый зайка, был?

Ребенок: Где ты, серый зайка, был?

Где морковку раздобыл?

Зайка (ребенок): За рекой, на рынке

У богатой свинки.

В. Степанов

Что ты, кошка, сторожишь?

Ребенок: Что ты, кошка, сторожишь?

Кошка (ребенок): Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

В. Лунин

Эй, привет, соседка мышь!

Кот (ребенок):

Эй, привет соседка мышь!

Может, в гости пригласишь?

Мышь (ребенок):

Извини, голубчик кот,

Очень узкий в нору вход!

М. Дружинина

Кто певцу, друзья, поможет?

1-й ребенок:

Кто певцу, друзья, поможет?

Он сегодня петь не может.

2-й pебенок:

Разболелась голова,

Кто подскажет мне слова?

E. Раннева.

Музыкальные диалоги

Хитрая лисичка

1. — Почему так, почему так

Ты, лисичка, любишь уток?

— Ах, пустите, я спешу так,

Мне, простите, не до шуток!

2. — Почему так, почему так

Ты, лисичка, любишь уток?

— Что вы, что вы! Я дрожу так.

Говорят, что вид их – жуток!

3. — Почему так, почему так

Ты, лисичка, любишь уток?

— Не люблю я их совсем:

Читайте также:  Где болит живот при тонусе матки при беременности

Как поймаю – сразу съем!

Синичка

1. — Ты, синичка, где жила?

Ты, синичка, где жила?

— Всё летала по лесам,

Всё летала по лесам, по кустам.

2. – Ты, синичка, где была?

— Где ты гнёздышко свила?

— На орешнике густом,

Под зелёным, под листом.

3. – Ты, синичка, покружись,

С нами, с нами подружись!

Крылья, крылышки раскрой,

Песню, песенку пропой.

Воробей

Русская народная песня

— Дома ли, кума, воробей?

— Дома.

— Что он делает теперь?

— Болен, лежит.

— Что у него, кума, болит?

— Головушка.

— Поди, сходи в огород,

Сорви траву алоюшку,

Припарь ему головушку.

Примечание: При повторении диалога помимо головушки называются: плечики, животик, пяточки.

Коршун

Русская народная песня

Вокруг коршуна хожу.

Ожерелье нижу

По три ниточки,

Бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток,

По три ниточки,

Бесериночки.

— Коршун, коршун!

Что ты тут делаешь?

Ямочку.

— На что тебе ямочка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку купить.

— На что тебе иголочка?

— Мешочек шить.

— На что тебе мешочек?

— Камушки класть.

— На что тебе камушки?

— Воробушков пугать?

Примечание: играющие ходят вокруг «коршуна» и поют, во время диалога останавливаются. Затем «коршун» ловит одного из участников. Игра возобновляется.

Пчёлка

1. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,

Пчёлка, пчёлка, где летала, где была?

— В поле, в поле я летала,

Я была там, где розовая кашка расцвела.

2. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,

Пчёлка, пчёлка, что ты, пчёлка, принесла?

— Целый день летала я, звеня,

Сладкий мёд в хоботке у меня.

3. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,

Пчёлка, пчёлка, где ты мёду набрала?

— Там, где кашка, где ромашка цветёт,

Я летала, собирала сладкий мёд.

Источник

Ýòî òåïåðü äåðåâíè ðÿäîì ñ ãîðîäîì ïðèòóëèëèñü, êàê áåäíÿê âîçëå áîãàòîãî ðîäè÷à. Ðàíüøå-òî èõ íàøè ïðåäêè ñòàâèëè ïî áåðåãàì ðåê, à  íà ñàìîì âûñîêîì è êðàñèâîì ìåñòå — öåðêîâü. Êóïîëà  â ðå÷íóþ âîäèöó ãëÿäåëè, íà ñåáÿ ëþáîâàëèñü. Äàëåêî ïî ïîëÿì è ëåñàì ø¸ë ò¸ïëîé âîëíîé çâîí êîëîêîëüíûé. Õîðîøî, ïðèâîëüíî.

Íàøà äåðåâíÿ òîæå âäîëü ðåêè ñòîÿëà, îäíèì êîíöîì óõîäèëà â  ïîëÿ ëüíÿíûå è îâñÿíûå, äðóãèì – ê  ëåñó. Áåç ëåñó äåðåâíå íåëüçÿ. Òàê ñòàðèêè è ãîâàðèâàëè: «ëåñ-áàòþøêà, çåìëÿ-ìàòóøêà».

 Ïàõëè ñìîëîé  äîìà  äåðåâåíñêèå, èç äåðåâà  ìàñòåðèëàñü ìåáåëü, ëîæêè-òî ðàñïèñíûå  èç ëèïû âûðåçàëèñü, à  äðîâà ñîãðåâàëè â ïîðó ñòóä¸íóþ. Òîãäà îíè íå òîëüêî â Ñèáèðè, íî è ó íàñ ðîñëè.

Ñêàçêè òîæå íå ïî ãîðîäñêèì óëèöàì õîäèëè. Îíè â ëåñó äà â îìóòå ðå÷íîì æèëè. Âñÿê â  äåðåâíå, äàæå äåòêè ìàëûå, çíàëè ïðî ëåøåãî, äîìîâîãî, ðóñàëîê. Ïîáàèâàëèñü, êîíå÷íî. Íåæèòü ðàçíàÿ ïîêàçûâàëàñü íà ïîëå è â äåðåâíå, ïðî ýòî ïîòîì ñêàçêè ñëàãàëè.

 Äåäóøêà, Òèò Åôðåìû÷, íûí÷å ðàññêàçàë, êàê â äåòñòâå  äîìîâîé åìó  ïîâñòðå÷àëñÿ. Áûëî ýòî îñåííèì âðåìåíåì,  ìîëîòüáà øëà. Õëåáà ìîëîòèë êàæäûé õîçÿèí íà ñâî¸ì ãóìíå, òàê ñàðàè ðàíüøå çâàëèñü. Òÿæåëàÿ ðàáîòà – õëåá  ìîëîòèòü, çà äåíü òÿæ¸ëûì öåïîì íàìàõàþòñÿ – ê óòðó ðóêè íå ïîäíèìàþòñÿ.

Òèòó òîãäà äåñÿòü ëåò áûëî. Íåîõîòà èç-ïîä øóáíèêà ò¸ïëîãî âñòàâàòü, îí è ïðèäóìàë, êàê  íà ðàáîòó íå õîäèòü. Âñþ íî÷ü ñòîíàë, äà íà äâîð áåãàë (âðîäå, ïî íóæäå), òîëüêî ïîä óòðî çàñíóë, äà îòåö ðàñòîëêàë: — Ïîéä¸ì, Òèò, ìîëîòèòü!

— Îé, òÿòåíüêà, íå ìîãó, áðþõî áîëèò! Âñþ íî÷ü â ¸ì áóð÷àëî è ðû÷àëî, ñëîâíî êòî íà òåëåãå åçäèë.
Ìàòü âñòóïèëàñü, ïîæàëåëà ñûíà: — Êóäà õâîðîìó íà ðàáîòó òÿæ¸ëóþ, ïóñêàé íà ïå÷êó ëåçåò, áðþõî è ïðîéä¸ò!
 
 Æàëåëè ðîäèòåëè Òèòà: òðè äî÷êè â äîìå, à  ñûí-òî îäèí, êîðìèëüöåì â ñòàðîñòè áóäåò. Ñåëà ñåìüÿ  çàâòðàêàòü, ëîæêàìè ñòó÷àò äðóæíî, à Òèòà íå ïîçâàëè —  áîëüíîì áðþõó  ïîãîëîäàòü íóæíî.
 
Õîðîøî Òèòó íà ïå÷êå, äà ùàìè êèñëûìè âêóñíî ïàõíåò, îò êàøè ãðå÷íåâîé äóõ ïî âñåé èçáå, çàðû÷àëî îò ãîëîäà â áðþõå ó Òèòà, çàáîëåëî âðîäå.  Ñ ïå÷êè ñëåç, çàñëîíêó îòêðûë, äîñòàë ãîðøîê ñ êàøåé, íàëîæèë â áëþäî ãîðîé, çàëèë ìîëîêîì, áîëüøîé ëîæêîé õëåáàåò – ñðàçó ïîëåã÷àëî. Íà ñûòîé-òî æåëóäîê ïðèäóìàë, ÷òî ðîäèòåëÿì ãîâîðèòü, îò÷åãî êàøà â ãîðøêå óáàâèëàñü.
 
Êàê ðîäíÿ îáåäàòü âåðíóëàñü, Òèò  íà ïå÷êå ñ ãîëîâîé äåðþæêîé  çàêðûëñÿ, âðîäå, ïåðåïóãàëñÿ êîãî. Ìàòóøêà-òî ñðàçó îáíàðóæèëà, ÷òî êàøà â ãîðøêå îïîëîâèíèëàñü, ñòÿíóëà Òèòà ñ ïå÷êè, ñïðîñ âåä¸ò: — Êàê ýòî, êîðìèëåö íàø â ñòàðîñòè, â áîëüíîå-òî áðþõî òâî¸ ñòîëüêî êàøè ïîìåñòèëîñü?

 Òðÿñ¸òñÿ Òèò,  ïðèäóìàë: — Äà íå åë ÿ êàøó. Êàêîé-òî äåäîê  ìàëûé ñ êëþêîé ïî èçáå õîäèë, êàøó ñúåë, ïîä ïå÷êó  ïîëåç.
Ѹñòðû — äåâ÷îíêè ïîâåðèëè, çàêðåñòèëèñü íà îáðàçà: — Çíàìî, ÷òî áûë äîìîâîé,  êàøó  íàøó ñúåë.

 Íàäî ê áàáå Äóíå ñáåãàòü, îíà ÿñíîâèäÿùàÿ, ðàññêàæåò,  ê õóäó, èëè ê äîáðó ýòî.
Òàê â äåðåâíå è óçíàëè, ÷òî â èçáå ó Ìèëàíîâûõ  äîìîâîé ïîêàçàëñÿ. Òèò, âèäàòü, êàøè ïåðååë, ñîâñåì åìó ïëîõî, âñþ íî÷ü æèâîòîì ìàÿëñÿ, íà äðóãîé äåíü îïÿòü ìîëîòèòü íå ïîø¸ë.

  Ëåæèò íà ïå÷êå, çàäðåìàë, êîò ðÿäîì, øèïèò, øåðñòü äûáîì, îò ïåðåïóãà è ó Òèòà âîëîñ¸íêè ïîäíÿëèñü.  Óâèäàë: õîäèò ïî èçáå, ëàïòÿìè øåáàðøèò äåäîê, ðîñòîì ñ ïîëåíî,  êëþøêîé ãíóòîé ïîñòóêèâàåò, çàöåïèë åþ Òèòà, ñ ïå÷êè ñòàùèë.
 
—  Ñêàæè-êà, ïàñêóäíèê, êîãäà ýòî ÿ êàøó ãðåøíåâó ñúåë, åæåëè ÿ òîëüêî ñåé÷àñ  âñòàë, â èçáå  â÷åðàñü è íå áûâàë? Åù¸ èíòåðåñ èìåþ, ïî÷òî íà ïå÷êå ðàçë¸ãñÿ, êîãäà ñåìåéñòâî íà ãóìíå ìîëîòèò? Íåïîðÿäîê ýòî.

Ïîæàëîâàëñÿ Òèò, ÷òî áðþõî ó íåãî áîëèò. Äåäîê ñîãëàñíî ãîëîâîé êà÷àåò, æàëååò, âèäàòü: —  Óìåþ ÿ ëå÷èòü  îò âñåõ áîëåé, íà âñþ æèçòü îò õâîðîáû èçáàâëþ, ëîæèñü íà æèâîò.
Ïîñëóøàëñÿ Òèò, ïóñêàé äåä ëå÷èò, òîëüêî áû íå ìîëîòèòü.

  À äåä êëþøêîé ïî çàäó Òèòà c  óñåðäèåì   ëóïèò, äà ïðèãîâàðèâàåò: — Ýòî – ÷òîáû íå âðàë, ýòî – ÷òîáû íå ëåíèëñÿ, à ýòî — ÷òîáû ðîäèòåëåé ïî÷èòàë.
Êóäà ó Òèòà è õâîðîáà äåâàëàñü! Èç èçáû âûñêî÷èë, äà   íà ãóìíî ïðèïóñòèëñÿ, áîëüøå íå áîëèò ó íåãî áðþõî, òàê è ðîäèòåëÿì ñêàçàë. À ïðî äîìîâîãî ñòîëüêî ëåò ìîë÷àë, òîëüêî íåäàâíî ðàññêàçàë ðåáÿòèøêàì ìàëûì.

Ñ òîé ïîðû Òèò âûçäîðîâåë, äî ñòà ëåò äîæèë, äàé Áîã è íàì òàêîãî çäîðîâüÿ!  Õîðîøî, êîãäà äîìîâîé â äîìå åñòü, ïðè í¸ì ïîðÿäîê, ðîäèòåëè çäîðîâû, äåòè ïîñëóøíû. Òàê ÷òî, ïðî äîìîâîãî âñåãäà ïîìíèòü íàäî, îí ïîðÿäîê â äîìå ëþáèò, à áîëüíûõ äàæå èçëå÷èòü ìîæåò, òàê òî!
Ñêàçêà ïî ïîòåøêå Â. Äàëÿ

Читайте также:  Болит живот как перед месячными после криопереноса

Источник

Елена Васильевна Пономарева
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Хорошо живем на Дону родном!»

Цели:1)формировать интерес к познанию истории родного края,

формировать представление о казачестве,

приобщать детей к национальным культурам, существующим на

территории нашего района;

2)развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;

3) воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: макет русской печи, казачьего куреня, казачья утварь: чугунки,

утюги, кочерга, коромысло, веник, иконы, платки, рушники,

мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа о казаках и казачестве, посещение Дома – музея писателя А. С. Серафимовича, Казачьего музея, заучивание казачьих пословиц, песен, частушек.

Ход праздника.

(Под фонограмму «Гимна Всевеликого Войска Донского» заходят в зал Хозяин с хозяюшкой)

Хозяин: — Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем!

Хозяюшка: — Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Вместе: — Каравай мы Вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Песня «Мы Вам рады»

(Угощают гостей караваем)

Ведущий: — Как на зорьке заиграет

Ветерок волной,

Солнце ярко озаряет

Город наш родной.

Кто у нас не бывал,

Реки Дон не видал,

Всех мы рады пригласить

В Серафимович погостить!

(На мультимедийном экране слайд с изображением г. Серафимович и его достопримечательностей).

Ведущий: — Гостям мы рады, что пришли.

Для нас времечко нашли.

Будут здесь у нас забавы,

Представление на славу,

Может быть, и рассмешим.

И вернемся, как во сне,

Мы к казачьей старине.

(На мультимедийном экране слайд с изображением казачьей Усть-Медведицкой станицы, куреней).

Ведущий: — Мы с вами живем в г. Серафимович. А раньше он назывался станица Усть-Медведицкая. Располагалась она на правом берегу реки Дон. Высоко над рекой стояли казачьи домики- курени. Это чтобы весной вода не затопила их, и чтобы было видно приближение врага.

(На мультимедийном экране слайд с изображением природы Донского края: река Дон, степь).

Чтец: — Края донские — края родные.

Здесь издавна казаки живут.

Они прославляют края дорогие,

Свои частушки казачьи поют.

(Исполнение детьми казачьих частушек)

Я не лебедь и не гусь,

Выступаю, не боюсь!

Если нет парней хороших,

За плохими — я не гонюсь!

Выхожу и начинаю,

Начинаю просто,

Я решила петь частушки

Лет до девяноста!

Девочки — девчоночки,

Примите на вечорочки!

Может быть последний раз,

На вечорочках у вас.

Ой вы парни, паренёчки,

Вы садитесь на пенёчки.

И забудьте вы про нас —

Обойдёмся мы без вас!

Что вы, девки, губы жмёте?

Аль хороших ребят ждёте?

К вам хорошие не придут,

И плохие все уйдут.

Ой, пыль, пыль в лицо,

На моё крыльцо.

Хороши наши ребята,

Только рыжи на лицо.

Ведущий: — А вы знаете, кто такие казаки?

— По–татарски «гозак» или «гузак»— значит воин, без доспехов, без кольчуги,

без шлема. «Казак» — значит степной воин.

— А вы знаете заповеди казачества?

(Казаком нужно родиться.

Казаком нужно стать.

Казаком нужно быть.)

Ведущий:- Служить Отечеству всегда, во все времена и у всех народов считалось и считается делом почетным. Казаки всегда считали честью служить своей Родине.

(Казак – полномерная воля!

Казак – безоглядная доля!

Казак – нерушимая крепь!

Казак – нетупящийся меч!

Казак – мужества грань!

Казак — благородства дань)

(Исполнение песни «Шел со службы казак молодой»).

Ведущий:- Но не только воевать умели казаки. Славились они и своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

1. Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

2. Плуг блестит, пока пашет.

3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.

(Слушание записи песни «Ах, ты степь широкая»)

Ведущий:- А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы по дому. Казаки придумали про них загадки. Отгадайте их:

1. Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

2. Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)

3. Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает. (Веник)

4. Где вещи хранили? (В сундуке)

5. Концами над водой висит,

Серединкой на плече лежит. (Коромысло)

6. Идет пароход – то взад, то вперед,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Ведущий:- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, их осталось совсем немного. А те, которые остались, хранятся в музее.

(На мультимедийном экране слайд с изображением Казачьего музея и Дома–музея писателя А. С. Серафимовича, с фотографиями детей во время посещения музея).

(Сценка «У самовара»)

Хозяйка:- Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою:

«Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай- чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денёчек!»

1мальчик: — Чай пить – не дрова рубить.

2 девочка: — У самовара не скучаем,

Разговор ведём за чаем!

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном!

3 мальчик:- После бани свежий чай

Казакам всем подавай!

1 мальчик:- Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней!

2 девочка:- Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

3 мальчик:- Мы за чаем не скучаем,

Вместе песни распеваем!

(Исполнение песни «Пчелочка златая»)

Ведущий:- Хорошо чайку попить,

О том, о сём поговорить.

А теперь пора сыграть,

Свою удаль показать.

(Игра «Горелки»)

Ведущий:- «Работай до поту – поешь с охотой!»

У казаков всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над

ленивым посмеивались.

(Сценка «Тит, иди молотить!»)

1 ребенок — Не колода лодырь, не пень,

Лежит целый день.

2 ребенок — Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Вместе — Тит, иди молотить!

Тит — Живот болит!

1 ребенок — Тит, иди кашу есть!

Тит – Где моя большая ложка?

2 ребенок-Люди работают – ты отдыхаешь,

Все пошли завтракать – ты обгоняешь.

1 ребенок — Да ты и не работал!

Тит – Я уже выспался, кушать охота!

2 ребенок – Хочешь есть калачи – не спи на печи!

Тит – Буду работать, буду трудиться!

Все вместе — Будем все вместе тогда веселиться!

Ведущий — Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!

(Исполняется казачий танец)

Ведущий – Праздник подошел к концу,

Веселье не кончается.

Пускай всегда лицом к лицу

Одни друзья встречаются.

(Чаепитие в группе)

Источник

Наталья Комарова
«Осенние посиделки». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Осенние посиделки». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрастаТит иди молотить живот болит тит иди кашу

Центральная стена оформлена в стиле интерьера русской избы: печь,

прялка, стол, накрытый деревянной посудой, на полу лежат самотканные половики. В углу за деревянным забором мельница, берёза, на заборе кувшины. .

Читайте также:  Болит низ живота какие таблетки

Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством народного праздника, игр, песен, хороводов, игре на народных инструментах.

Цель: формировать нравственное, эстетическое, познавательное отношение к истокам русской народной культуры, традициям, обычаям.

Выходит хозяйка.

Хозяйка: Вот и осень приспела, когда успела? Осенью, после уборки урожая, в нашем селе начинаются засидки, а заканчиваются к святкам. Выбирают избу попросторней и просятся к хозяевам на посиделки.

На завалинках, в светёлке, иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине – ли сидели, иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А сегодня на наш двор широкий собирается гостей со всех волостей. Ой, а ведь и правда идут

(Под музыку «Посею лебеду» идут дети со взрослыми хороводным шагом, встают в центре зала полукругом)

Вед: Здравия желаем на все четыре ветра, хозяюшка.

Хозяйка: Здравствуйте и вы гости дорогие, веселья вам да радости, милости просим (кланяются друг – другу)

Вед: туда голуби летают, где их привечают, а дома сидеть ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать. А что, не порадовать ли нам детушки хозяйку, не завести ли хоровода?

Дети: Завести (Хоровод «Посею лебеду» — садятся)

Вед: А что, хозяюшка, славный нынче урожай в закромах?

Хозяйка: Да что и говорить, осенью и у воробья пир.

Дети читают пословицы

1) В осень и у ворона копна, не только у тетерева

2) Не будь осенью тороват- будешь к весне богат.

3) Тёплая нынче осень- к долгой зиме.

Хозяйка: На овсяницу овёс собирали- урожай славный. Спасибо славной осени да земле матушке!

Девочки поют осеннюю закличку из хрестоматии Н. Н. Гиляровой.

Осень, осень! Лепёночки просим.

Кишки да лепёшки, свиные-то ножки

В печёрках сидели, на нас – то глядели,

А мы их поели ещё захотели.

Мальчики подготовительной группы: Расступись честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

(танец «Карапет»)

Реб. Ст. гр.: Собирайся народ на весёлый хоровод.

Осень будем славить вместе

И не усидим на месте. (Хоровод «Во саду ли в огороде»)

Хозяйка: Много наш русский народ сложил песен о труде, но много и пословиц.

Дети читают пословицы.

1) Дело мастера боится

2) Без дела жить – только небо коптить!

3) Есть терпение – будет и умение!

Вед: А я вам другую пословицу вспомню: спишь, спишь и отдохнуть некогда! О ком это?

(Мальчик Тит лежит под печкой на лавке. Две девочки подходят к нему)

1 дев: Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день?

2 дев: Не жнёт не косит, а обедать просит! Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит! Ты, работушка, не бойся, я тебя не трону!

1 дев: Тит, иди кашу есть!

Тит: А где моя большая ложка?

Все вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Вед: Вы плясали, пели песни, да пожалуй интересней будет новая игра да про нашего козла (Вед. одевает мальчику шапочку козлика и он встаёт в круг. Проводится игра «Никанориха»)

Вед: Ребята, а я знаю такую пословицу: «Делу время, потехе час»

(Выходят дети и читают шуточные стихи)

1 реб: Жил был Яшка, у него красная рубашка.

А на поясе пряжка, а на голове шапка

На шее тряпка! В руках лыка связка!

А хороша ли моя сказка?

2 реб: Пошла Дуня из ворот во зелёный огород

Сорвала лопушок, под самый корешок!

Сшила Дуня сарафан- и не пряден и не ткан

Положила в уголок берестяной коробок.

Где ни взялся таракан – проел Дунин сарафан!

3 реб: Жил у барина батрак, заработал он пятак.

На базар пошел целый рубль нашел

Купил дрожки, поехал по дорожке,

Батраку весело поёт на всё село!

(Дети поют песню «Жил я у барина»)

4 реб: Как у нашего соседа весела была беседа:

Гуси в гусли, утки в дудки.

Чечетки в трещетки, чайки в балалайки!

5 реб: Снегири краснозобочки, застучали в коробочки!

Свиристели в свирели, кукушки в колотушки!

Скворцы в бубенцы,

Две синицы крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают.

Дети исполняют на инструментах р. н. м. «Я на горку шла», «Ах, вы, сени»

Вед: А что, хозяюшка, у тебя за амбаром нашалил кто? Колья да палки на месте не лежат, горшки да чугунки разбросаны.

Хозяйка: А это леший приходил, да дома меня не застал, вот и напроказил.

Вед: А какой он леший расскажите?

Хозяйка: Леший он у-у-ух какой, одним словом леший!

Входит леший

Хозяйка вскакивает, суетится, усаживает лешего к самовару, чаю наливает.

Хозяйка: Ой, так ведь это Левонтий Михайлович пожаловали! Проходите, милости просим! Будьте как дома, а мы вот тут с ребятами хороводы водим,

Да песни поём, а про вас вспоминаем с уважением, правда, Ребятки?

Леший: Ну так и быть, посижу с вами немножко, чайком побалуюсь. Сччая лиха не бывает, так в народе говорят, а вы мне попляшите.

Хозяйка: Что ж, ребята, придётся уважить лешего.

Выходят дети с ложками.

Мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные

От зари и до зари веселятся ложкари.

Дети исполняют танец с ложками «Светит месяц»

Леший: Молодцы, очень мне понравилось.

Ну чего- нибудь ещё для души.

Девочка: В руки мы возьмём платочки

Расписные тканевые.

Будем радовать гостей

Пляской задушевною.

Танец с платками «Околица»

Хозяйка: А сейчас, детвора, ждёт вас новая игра, а называется она «Колпачок». Выходите и вы, Левонтий Михайлович, уважьте нас.

Все встают в круг. Сначала в центре круга на корточках леший,потом дети сменяют друг друга.

Леший: Хорошо у вас, наплясался, насмотрелся на вас, теперь на целый год

хватит. Пора и честь знать. Порадовала ты меня,

Хозяюшка! Придётся мне во дворе у тебя всё поправить.

До свидания (уходит)

Вед: Ну что же, ребята, уже на дворе темно, вот и леший ушел и нам свами пора.

Хозяйка: Ох, совсем забыла, пойду посмотрю, как там мои калачи в печи

Выходит с печеньем.

Гости, будьте все здоровы, калачи мои готовы. Возьмите на

дорожку (отдаёт блюдо ведущей. Подходит к зрителям с

подносом.) И вы угощайтесь, гости званые да почетные.

Вед: Становись- ка, народ, на прощальный хоровод. Поклонимся на

прощание нашей хозяюшке за веселье, да за угощение (русский

поклон)

Хозяйка: Приходите ещё.

Дети встают в хоровод и хороводным шагом под музыку уходят за ведущей.

Дети: Завести! (хоровод «Посею лебеду» — садятся)

Источник