Тит иди молотить живот болит тит иди кашу
Марина Уткина
Театрализованные игры «диалоги: фольклорные, поэтические, музыкальные».
Я работаю в детском саду с детьми с нарушением речи. Речь наших воспитанников чаще не эмоциональна. В силу органических нарушений коры головного мозга у детей оказываются нарушены все компоненты речи и средства речевой выразительности. Театрализованная деятельность помогает детям с недостатком речевого развития и детям с задержкой речевого развития в увлекательной форме активизировать речевую деятельность. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка и предупреждения эмоциональных расстройств. Но это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно, что бы игры были разнообразными, а содержание – увлекательным. В своей работе, я постоянно использую различные диалоги: фольклорные, поэтические, музыкальные. Предлагаю их вашему внимаю, может быть вам пригодится.
Диалоги на фольклорную тематику
Федул, что губы надул?
Дети поочередно:
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег
— Можно ли зашить?
— Да иглы нет
— А велика ли дыра?
— Остались ворот да рукава.
Что за скрип?
Ребенок: что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Капуста (ребенок): Как же быть без хруста.
Если я капуста.
Собака, что лаешь?
Ребенок: Собака, что лаешь?
Собака (ребенок): Волков путаю.
Ребенок: Собака, что хвост поджала?
Собака: Волков боюсь!
Ежу кукушка говорит
Воспитатель: Ежу кукушка говорит.
Кукушка (ребенок): Как ты колюч, как ты небрит!
Eж (ребенок): Давно б сбрил иголки,
Да бегают по лесу волки.
Тит, иди молотить
Дети поочередно:
— Тит, иди молотить!
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?
Эй, Фома, что из леса несешь?
Дети поочередно:
— Эй, Фома, что из леса не идешь!
— Да медведя поймал!
— Веди сюда!
— Да не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Здорово, кума!
Дети поочередно:
— Здорово, кума!
— На рынке была.
— Никак, ты, кума, глуха?
— Купила курицу да петуха.
— Пять алтын дала.
Бежала лесочком.
Воспитатель:
— Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лиса (ребенок):
— Лесные грибочки,
Грибочки груздочки
Для сына, для дочки.
Кисонька — мурыcонька
воспитатель предлагает одному из детей сыграть роль кисоньки, а другому ребенку — ей задавать вопросы.
Ребенок: Кисонька — муpысонька, ты где была?
Кисонька: На мельнице.
Ребенок: Кисонька — муpысонька, что там делала?
Кисонька: Муку молола.
Ребенок: Кисонька — муpысонька, что из муки пекла?
Кисонька: Прянички.
Ребенок: Кисонька — муpысонька, с кем прянички ела?
Кисонька: Одна!
Ребенок (грозит пальцем): Не ешь одна, не ешь одна!
Кисонька мяукает закрывает лапками глаза и прячется.
Тень-тень, потетень(1-й варuан)
Воспитатель:
Тень-тень, потетень.
Выше города плетень.
Сели птицы на плетень.
Похвалялися весь день.
Хвалилась синичка:
— Схожу по водичку!
Сорока хвалилась:
— Что каша сварилась!
Воробушек хвалился,
Да спать завалился.
Когда он проснется,
Сказка снова начнется.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Вот как!
Слова синички и сороки произносят дети.
Тень-тень, потетень(2-й варuанm)
Воспитатель:
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялися eжи:
— У нас шубы хороши.
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Похвалялася лиса:
— Всему лесу я краса!
Похвалялся зайка:
— Ну-ка, догоняй-ка!
Зайцы, зайцы, вы куда бегали?
Ведущий и дети (поочередно):
— Зайцы, зайцы, вы куда бегали?
— В лес сосновый!
— Что там делали?
— Лыки драли!
— Куда клали?
— Под колоду под пенек.
Под березовый листок.
Поэтические диалоги
Одуванчик
Воспитатель:
Светлый, как фонарик,
В траве пушистый шарик.
Дунул ветер.
Ребенок:
Ой! Видна. Только пуговка одна.
Н. Френкель
Вот они, цыплятки
Ребенок:
Курочка – хохлатка,
Где твои цыплятки?
Курочка (ребенок):
Вот они — цыплятки.
Вот мои ребятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Н. Френкель
Кто спешит?
Воспитатель:
Кто спешит по переулку?
Сколько новеньких лопат!
Ребенок:
Это вышел на прогулку
Наш веселый детский сад!
Н. Френкель
Мишка, мишка! Что с тобой?
Ребенок.
Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты с зимой?
Мишка (ребенок):
Потому что снег и лед —
Не малина и не мед!
В. Орлов
Зачем у черепахи?
Ребенок:
— Зачем у черепахи
Квадраты на рубахе?
Черепаха (ребенок):
— Чтоб в шахматы и шашки
Играли черепашки!
В. Орлов
Жук
Ребенок:
— Жук-жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи!
Жук (ребенок):
— Жу-жу-жу-жу.
Я на дереве сижу!
Ребенок:
— Жук, жук, покажись
Надо мною покружись!
Жук:
— Жу-жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу!
Н. Френкель
Я сегодня устал
Ребенок: Я cегодня устал!
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Ни разу не хулиганил.
П. Синявский
Воробьишка, воробьишка
Воспитатель:
Воробьишка, воробьишка,
Непоседа, шалунишка,
В лужу вдруг залез по грудь.
Он ведь может утонуть!
Ребенок:
Я бегу ему помочь —
Отлетел он сразу прочь.
Крылышками взмахивает,
Перышки отряхивает
Воробышка (ребенок):
Чик-чирик, чик-чирик,
Я купаться так привык!
П. Мерзляков
Ты видел ли дятла?
Миша:
Ты видел ли дятла
Когда-нибудь, Ваня?
Ваня:
А как же, недавно
На телеэкране.
Миша:
А может быть,
Видел в лесу настоящем?
Ваня:
Мы в лес телевизор
С собой не потащим!
С. Погореловскuй
Загорелый помидор
Воспитатель:
Загорелый помидор
Завел с капустой разговор.
Помидор (ребенок)
: До чего ж ты белая,
Совсем не загорелая!
Капуста (ребенок):
Вот попробуй загорать.
Если платьев сорок пять.
Пока снимаю платьица,
Солнышко закатится.
Т Петухова
Где ты, серый зайка, был?
Ребенок: Где ты, серый зайка, был?
Где морковку раздобыл?
Зайка (ребенок): За рекой, на рынке
У богатой свинки.
В. Степанов
Что ты, кошка, сторожишь?
Ребенок: Что ты, кошка, сторожишь?
Кошка (ребенок): Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу ее на чай!
В. Лунин
Эй, привет, соседка мышь!
Кот (ребенок):
Эй, привет соседка мышь!
Может, в гости пригласишь?
Мышь (ребенок):
Извини, голубчик кот,
Очень узкий в нору вход!
М. Дружинина
Кто певцу, друзья, поможет?
1-й ребенок:
Кто певцу, друзья, поможет?
Он сегодня петь не может.
2-й pебенок:
Разболелась голова,
Кто подскажет мне слова?
E. Раннева.
Музыкальные диалоги
Хитрая лисичка
1. — Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
— Ах, пустите, я спешу так,
Мне, простите, не до шуток!
2. — Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
— Что вы, что вы! Я дрожу так.
Говорят, что вид их – жуток!
3. — Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
— Не люблю я их совсем:
Как поймаю – сразу съем!
Синичка
1. — Ты, синичка, где жила?
Ты, синичка, где жила?
— Всё летала по лесам,
Всё летала по лесам, по кустам.
2. – Ты, синичка, где была?
— Где ты гнёздышко свила?
— На орешнике густом,
Под зелёным, под листом.
3. – Ты, синичка, покружись,
С нами, с нами подружись!
Крылья, крылышки раскрой,
Песню, песенку пропой.
Воробей
Русская народная песня
— Дома ли, кума, воробей?
— Дома.
— Что он делает теперь?
— Болен, лежит.
— Что у него, кума, болит?
— Головушка.
— Поди, сходи в огород,
Сорви траву алоюшку,
Припарь ему головушку.
Примечание: При повторении диалога помимо головушки называются: плечики, животик, пяточки.
Коршун
Русская народная песня
Вокруг коршуна хожу.
Ожерелье нижу
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток,
По три ниточки,
Бесериночки.
— Коршун, коршун!
Что ты тут делаешь?
Ямочку.
— На что тебе ямочка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку купить.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек шить.
— На что тебе мешочек?
— Камушки класть.
— На что тебе камушки?
— Воробушков пугать?
Примечание: играющие ходят вокруг «коршуна» и поют, во время диалога останавливаются. Затем «коршун» ловит одного из участников. Игра возобновляется.
Пчёлка
1. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,
Пчёлка, пчёлка, где летала, где была?
— В поле, в поле я летала,
Я была там, где розовая кашка расцвела.
2. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,
Пчёлка, пчёлка, что ты, пчёлка, принесла?
— Целый день летала я, звеня,
Сладкий мёд в хоботке у меня.
3. — Пчёлка, пчёлка, золотистая пчела,
Пчёлка, пчёлка, где ты мёду набрала?
— Там, где кашка, где ромашка цветёт,
Я летала, собирала сладкий мёд.
Источник
Ýòî òåïåðü äåðåâíè ðÿäîì ñ ãîðîäîì ïðèòóëèëèñü, êàê áåäíÿê âîçëå áîãàòîãî ðîäè÷à. Ðàíüøå-òî èõ íàøè ïðåäêè ñòàâèëè ïî áåðåãàì ðåê, à íà ñàìîì âûñîêîì è êðàñèâîì ìåñòå — öåðêîâü. Êóïîëà â ðå÷íóþ âîäèöó ãëÿäåëè, íà ñåáÿ ëþáîâàëèñü. Äàëåêî ïî ïîëÿì è ëåñàì ø¸ë ò¸ïëîé âîëíîé çâîí êîëîêîëüíûé. Õîðîøî, ïðèâîëüíî.
Íàøà äåðåâíÿ òîæå âäîëü ðåêè ñòîÿëà, îäíèì êîíöîì óõîäèëà â ïîëÿ ëüíÿíûå è îâñÿíûå, äðóãèì ê ëåñó. Áåç ëåñó äåðåâíå íåëüçÿ. Òàê ñòàðèêè è ãîâàðèâàëè: «ëåñ-áàòþøêà, çåìëÿ-ìàòóøêà».
Ïàõëè ñìîëîé äîìà äåðåâåíñêèå, èç äåðåâà ìàñòåðèëàñü ìåáåëü, ëîæêè-òî ðàñïèñíûå èç ëèïû âûðåçàëèñü, à äðîâà ñîãðåâàëè â ïîðó ñòóä¸íóþ. Òîãäà îíè íå òîëüêî â Ñèáèðè, íî è ó íàñ ðîñëè.
Ñêàçêè òîæå íå ïî ãîðîäñêèì óëèöàì õîäèëè. Îíè â ëåñó äà â îìóòå ðå÷íîì æèëè. Âñÿê â äåðåâíå, äàæå äåòêè ìàëûå, çíàëè ïðî ëåøåãî, äîìîâîãî, ðóñàëîê. Ïîáàèâàëèñü, êîíå÷íî. Íåæèòü ðàçíàÿ ïîêàçûâàëàñü íà ïîëå è â äåðåâíå, ïðî ýòî ïîòîì ñêàçêè ñëàãàëè.
Äåäóøêà, Òèò Åôðåìû÷, íûí÷å ðàññêàçàë, êàê â äåòñòâå äîìîâîé åìó ïîâñòðå÷àëñÿ. Áûëî ýòî îñåííèì âðåìåíåì, ìîëîòüáà øëà. Õëåáà ìîëîòèë êàæäûé õîçÿèí íà ñâî¸ì ãóìíå, òàê ñàðàè ðàíüøå çâàëèñü. Òÿæåëàÿ ðàáîòà õëåá ìîëîòèòü, çà äåíü òÿæ¸ëûì öåïîì íàìàõàþòñÿ ê óòðó ðóêè íå ïîäíèìàþòñÿ.
Òèòó òîãäà äåñÿòü ëåò áûëî. Íåîõîòà èç-ïîä øóáíèêà ò¸ïëîãî âñòàâàòü, îí è ïðèäóìàë, êàê íà ðàáîòó íå õîäèòü. Âñþ íî÷ü ñòîíàë, äà íà äâîð áåãàë (âðîäå, ïî íóæäå), òîëüêî ïîä óòðî çàñíóë, äà îòåö ðàñòîëêàë: — Ïîéä¸ì, Òèò, ìîëîòèòü!
— Îé, òÿòåíüêà, íå ìîãó, áðþõî áîëèò! Âñþ íî÷ü â ¸ì áóð÷àëî è ðû÷àëî, ñëîâíî êòî íà òåëåãå åçäèë.
Ìàòü âñòóïèëàñü, ïîæàëåëà ñûíà: — Êóäà õâîðîìó íà ðàáîòó òÿæ¸ëóþ, ïóñêàé íà ïå÷êó ëåçåò, áðþõî è ïðîéä¸ò!
Æàëåëè ðîäèòåëè Òèòà: òðè äî÷êè â äîìå, à ñûí-òî îäèí, êîðìèëüöåì â ñòàðîñòè áóäåò. Ñåëà ñåìüÿ çàâòðàêàòü, ëîæêàìè ñòó÷àò äðóæíî, à Òèòà íå ïîçâàëè — áîëüíîì áðþõó ïîãîëîäàòü íóæíî.
Õîðîøî Òèòó íà ïå÷êå, äà ùàìè êèñëûìè âêóñíî ïàõíåò, îò êàøè ãðå÷íåâîé äóõ ïî âñåé èçáå, çàðû÷àëî îò ãîëîäà â áðþõå ó Òèòà, çàáîëåëî âðîäå. Ñ ïå÷êè ñëåç, çàñëîíêó îòêðûë, äîñòàë ãîðøîê ñ êàøåé, íàëîæèë â áëþäî ãîðîé, çàëèë ìîëîêîì, áîëüøîé ëîæêîé õëåáàåò ñðàçó ïîëåã÷àëî. Íà ñûòîé-òî æåëóäîê ïðèäóìàë, ÷òî ðîäèòåëÿì ãîâîðèòü, îò÷åãî êàøà â ãîðøêå óáàâèëàñü.
Êàê ðîäíÿ îáåäàòü âåðíóëàñü, Òèò íà ïå÷êå ñ ãîëîâîé äåðþæêîé çàêðûëñÿ, âðîäå, ïåðåïóãàëñÿ êîãî. Ìàòóøêà-òî ñðàçó îáíàðóæèëà, ÷òî êàøà â ãîðøêå îïîëîâèíèëàñü, ñòÿíóëà Òèòà ñ ïå÷êè, ñïðîñ âåä¸ò: — Êàê ýòî, êîðìèëåö íàø â ñòàðîñòè, â áîëüíîå-òî áðþõî òâî¸ ñòîëüêî êàøè ïîìåñòèëîñü?
Òðÿñ¸òñÿ Òèò, ïðèäóìàë: — Äà íå åë ÿ êàøó. Êàêîé-òî äåäîê ìàëûé ñ êëþêîé ïî èçáå õîäèë, êàøó ñúåë, ïîä ïå÷êó ïîëåç.
Ѹñòðû — äåâ÷îíêè ïîâåðèëè, çàêðåñòèëèñü íà îáðàçà: — Çíàìî, ÷òî áûë äîìîâîé, êàøó íàøó ñúåë.
Íàäî ê áàáå Äóíå ñáåãàòü, îíà ÿñíîâèäÿùàÿ, ðàññêàæåò, ê õóäó, èëè ê äîáðó ýòî.
Òàê â äåðåâíå è óçíàëè, ÷òî â èçáå ó Ìèëàíîâûõ äîìîâîé ïîêàçàëñÿ. Òèò, âèäàòü, êàøè ïåðååë, ñîâñåì åìó ïëîõî, âñþ íî÷ü æèâîòîì ìàÿëñÿ, íà äðóãîé äåíü îïÿòü ìîëîòèòü íå ïîø¸ë.
Ëåæèò íà ïå÷êå, çàäðåìàë, êîò ðÿäîì, øèïèò, øåðñòü äûáîì, îò ïåðåïóãà è ó Òèòà âîëîñ¸íêè ïîäíÿëèñü. Óâèäàë: õîäèò ïî èçáå, ëàïòÿìè øåáàðøèò äåäîê, ðîñòîì ñ ïîëåíî, êëþøêîé ãíóòîé ïîñòóêèâàåò, çàöåïèë åþ Òèòà, ñ ïå÷êè ñòàùèë.
— Ñêàæè-êà, ïàñêóäíèê, êîãäà ýòî ÿ êàøó ãðåøíåâó ñúåë, åæåëè ÿ òîëüêî ñåé÷àñ âñòàë, â èçáå â÷åðàñü è íå áûâàë? Åù¸ èíòåðåñ èìåþ, ïî÷òî íà ïå÷êå ðàçë¸ãñÿ, êîãäà ñåìåéñòâî íà ãóìíå ìîëîòèò? Íåïîðÿäîê ýòî.
Ïîæàëîâàëñÿ Òèò, ÷òî áðþõî ó íåãî áîëèò. Äåäîê ñîãëàñíî ãîëîâîé êà÷àåò, æàëååò, âèäàòü: — Óìåþ ÿ ëå÷èòü îò âñåõ áîëåé, íà âñþ æèçòü îò õâîðîáû èçáàâëþ, ëîæèñü íà æèâîò.
Ïîñëóøàëñÿ Òèò, ïóñêàé äåä ëå÷èò, òîëüêî áû íå ìîëîòèòü.
À äåä êëþøêîé ïî çàäó Òèòà c óñåðäèåì ëóïèò, äà ïðèãîâàðèâàåò: — Ýòî ÷òîáû íå âðàë, ýòî ÷òîáû íå ëåíèëñÿ, à ýòî — ÷òîáû ðîäèòåëåé ïî÷èòàë.
Êóäà ó Òèòà è õâîðîáà äåâàëàñü! Èç èçáû âûñêî÷èë, äà íà ãóìíî ïðèïóñòèëñÿ, áîëüøå íå áîëèò ó íåãî áðþõî, òàê è ðîäèòåëÿì ñêàçàë. À ïðî äîìîâîãî ñòîëüêî ëåò ìîë÷àë, òîëüêî íåäàâíî ðàññêàçàë ðåáÿòèøêàì ìàëûì.
Ñ òîé ïîðû Òèò âûçäîðîâåë, äî ñòà ëåò äîæèë, äàé Áîã è íàì òàêîãî çäîðîâüÿ! Õîðîøî, êîãäà äîìîâîé â äîìå åñòü, ïðè í¸ì ïîðÿäîê, ðîäèòåëè çäîðîâû, äåòè ïîñëóøíû. Òàê ÷òî, ïðî äîìîâîãî âñåãäà ïîìíèòü íàäî, îí ïîðÿäîê â äîìå ëþáèò, à áîëüíûõ äàæå èçëå÷èòü ìîæåò, òàê òî!
Ñêàçêà ïî ïîòåøêå Â. Äàëÿ
Источник
Елена Васильевна Пономарева
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Хорошо живем на Дону родном!»
Цели:1)формировать интерес к познанию истории родного края,
формировать представление о казачестве,
приобщать детей к национальным культурам, существующим на
территории нашего района;
2)развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;
3) воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: макет русской печи, казачьего куреня, казачья утварь: чугунки,
утюги, кочерга, коромысло, веник, иконы, платки, рушники,
мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседа о казаках и казачестве, посещение Дома – музея писателя А. С. Серафимовича, Казачьего музея, заучивание казачьих пословиц, песен, частушек.
Ход праздника.
(Под фонограмму «Гимна Всевеликого Войска Донского» заходят в зал Хозяин с хозяюшкой)
Хозяин: — Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем!
Хозяюшка: — Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Вместе: — Каравай мы Вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Песня «Мы Вам рады»
(Угощают гостей караваем)
Ведущий: — Как на зорьке заиграет
Ветерок волной,
Солнце ярко озаряет
Город наш родной.
Кто у нас не бывал,
Реки Дон не видал,
Всех мы рады пригласить
В Серафимович погостить!
(На мультимедийном экране слайд с изображением г. Серафимович и его достопримечательностей).
Ведущий: — Гостям мы рады, что пришли.
Для нас времечко нашли.
Будут здесь у нас забавы,
Представление на славу,
Может быть, и рассмешим.
И вернемся, как во сне,
Мы к казачьей старине.
(На мультимедийном экране слайд с изображением казачьей Усть-Медведицкой станицы, куреней).
Ведущий: — Мы с вами живем в г. Серафимович. А раньше он назывался станица Усть-Медведицкая. Располагалась она на правом берегу реки Дон. Высоко над рекой стояли казачьи домики- курени. Это чтобы весной вода не затопила их, и чтобы было видно приближение врага.
(На мультимедийном экране слайд с изображением природы Донского края: река Дон, степь).
Чтец: — Края донские — края родные.
Здесь издавна казаки живут.
Они прославляют края дорогие,
Свои частушки казачьи поют.
(Исполнение детьми казачьих частушек)
Я не лебедь и не гусь,
Выступаю, не боюсь!
Если нет парней хороших,
За плохими — я не гонюсь!
Выхожу и начинаю,
Начинаю просто,
Я решила петь частушки
Лет до девяноста!
Девочки — девчоночки,
Примите на вечорочки!
Может быть последний раз,
На вечорочках у вас.
Ой вы парни, паренёчки,
Вы садитесь на пенёчки.
И забудьте вы про нас —
Обойдёмся мы без вас!
Что вы, девки, губы жмёте?
Аль хороших ребят ждёте?
К вам хорошие не придут,
И плохие все уйдут.
Ой, пыль, пыль в лицо,
На моё крыльцо.
Хороши наши ребята,
Только рыжи на лицо.
Ведущий: — А вы знаете, кто такие казаки?
— По–татарски «гозак» или «гузак»— значит воин, без доспехов, без кольчуги,
без шлема. «Казак» — значит степной воин.
— А вы знаете заповеди казачества?
(Казаком нужно родиться.
Казаком нужно стать.
Казаком нужно быть.)
Ведущий:- Служить Отечеству всегда, во все времена и у всех народов считалось и считается делом почетным. Казаки всегда считали честью служить своей Родине.
(Казак – полномерная воля!
Казак – безоглядная доля!
Казак – нерушимая крепь!
Казак – нетупящийся меч!
Казак – мужества грань!
Казак — благородства дань)
(Исполнение песни «Шел со службы казак молодой»).
Ведущий:- Но не только воевать умели казаки. Славились они и своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:
1. Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
2. Плуг блестит, пока пашет.
3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
5. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.
(Слушание записи песни «Ах, ты степь широкая»)
Ведущий:- А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы по дому. Казаки придумали про них загадки. Отгадайте их:
1. Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
2. Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)
3. Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает. (Веник)
4. Где вещи хранили? (В сундуке)
5. Концами над водой висит,
Серединкой на плече лежит. (Коромысло)
6. Идет пароход – то взад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)
Ведущий:- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, их осталось совсем немного. А те, которые остались, хранятся в музее.
(На мультимедийном экране слайд с изображением Казачьего музея и Дома–музея писателя А. С. Серафимовича, с фотографиями детей во время посещения музея).
(Сценка «У самовара»)
Хозяйка:- Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою:
«Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай- чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денёчек!»
1мальчик: — Чай пить – не дрова рубить.
2 девочка: — У самовара не скучаем,
Разговор ведём за чаем!
Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном!
3 мальчик:- После бани свежий чай
Казакам всем подавай!
1 мальчик:- Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней!
2 девочка:- Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
3 мальчик:- Мы за чаем не скучаем,
Вместе песни распеваем!
(Исполнение песни «Пчелочка златая»)
Ведущий:- Хорошо чайку попить,
О том, о сём поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
(Игра «Горелки»)
Ведущий:- «Работай до поту – поешь с охотой!»
У казаков всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над
ленивым посмеивались.
(Сценка «Тит, иди молотить!»)
1 ребенок — Не колода лодырь, не пень,
Лежит целый день.
2 ребенок — Не жнет и не косит,
А обедать просит.
Вместе — Тит, иди молотить!
Тит — Живот болит!
1 ребенок — Тит, иди кашу есть!
Тит – Где моя большая ложка?
2 ребенок-Люди работают – ты отдыхаешь,
Все пошли завтракать – ты обгоняешь.
1 ребенок — Да ты и не работал!
Тит – Я уже выспался, кушать охота!
2 ребенок – Хочешь есть калачи – не спи на печи!
Тит – Буду работать, буду трудиться!
Все вместе — Будем все вместе тогда веселиться!
Ведущий — Кто трудился от души,
Веселись теперь, пляши!
(Исполняется казачий танец)
Ведущий – Праздник подошел к концу,
Веселье не кончается.
Пускай всегда лицом к лицу
Одни друзья встречаются.
(Чаепитие в группе)
Источник
Наталья Комарова
«Осенние посиделки». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста
Центральная стена оформлена в стиле интерьера русской избы: печь,
прялка, стол, накрытый деревянной посудой, на полу лежат самотканные половики. В углу за деревянным забором мельница, берёза, на заборе кувшины. .
Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством народного праздника, игр, песен, хороводов, игре на народных инструментах.
Цель: формировать нравственное, эстетическое, познавательное отношение к истокам русской народной культуры, традициям, обычаям.
Выходит хозяйка.
Хозяйка: Вот и осень приспела, когда успела? Осенью, после уборки урожая, в нашем селе начинаются засидки, а заканчиваются к святкам. Выбирают избу попросторней и просятся к хозяевам на посиделки.
На завалинках, в светёлке, иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине – ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А сегодня на наш двор широкий собирается гостей со всех волостей. Ой, а ведь и правда идут
(Под музыку «Посею лебеду» идут дети со взрослыми хороводным шагом, встают в центре зала полукругом)
Вед: Здравия желаем на все четыре ветра, хозяюшка.
Хозяйка: Здравствуйте и вы гости дорогие, веселья вам да радости, милости просим (кланяются друг – другу)
Вед: туда голуби летают, где их привечают, а дома сидеть ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать. А что, не порадовать ли нам детушки хозяйку, не завести ли хоровода?
Дети: Завести (Хоровод «Посею лебеду» — садятся)
Вед: А что, хозяюшка, славный нынче урожай в закромах?
Хозяйка: Да что и говорить, осенью и у воробья пир.
Дети читают пословицы
1) В осень и у ворона копна, не только у тетерева
2) Не будь осенью тороват- будешь к весне богат.
3) Тёплая нынче осень- к долгой зиме.
Хозяйка: На овсяницу овёс собирали- урожай славный. Спасибо славной осени да земле матушке!
Девочки поют осеннюю закличку из хрестоматии Н. Н. Гиляровой.
Осень, осень! Лепёночки просим.
Кишки да лепёшки, свиные-то ножки
В печёрках сидели, на нас – то глядели,
А мы их поели ещё захотели.
Мальчики подготовительной группы: Расступись честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
(танец «Карапет»)
Реб. Ст. гр.: Собирайся народ на весёлый хоровод.
Осень будем славить вместе
И не усидим на месте. (Хоровод «Во саду ли в огороде»)
Хозяйка: Много наш русский народ сложил песен о труде, но много и пословиц.
Дети читают пословицы.
1) Дело мастера боится
2) Без дела жить – только небо коптить!
3) Есть терпение – будет и умение!
Вед: А я вам другую пословицу вспомню: спишь, спишь и отдохнуть некогда! О ком это?
(Мальчик Тит лежит под печкой на лавке. Две девочки подходят к нему)
1 дев: Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день?
2 дев: Не жнёт не косит, а обедать просит! Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит! Ты, работушка, не бойся, я тебя не трону!
1 дев: Тит, иди кашу есть!
Тит: А где моя большая ложка?
Все вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Вед: Вы плясали, пели песни, да пожалуй интересней будет новая игра да про нашего козла (Вед. одевает мальчику шапочку козлика и он встаёт в круг. Проводится игра «Никанориха»)
Вед: Ребята, а я знаю такую пословицу: «Делу время, потехе час»
(Выходят дети и читают шуточные стихи)
1 реб: Жил был Яшка, у него красная рубашка.
А на поясе пряжка, а на голове шапка
На шее тряпка! В руках лыка связка!
А хороша ли моя сказка?
2 реб: Пошла Дуня из ворот во зелёный огород
Сорвала лопушок, под самый корешок!
Сшила Дуня сарафан- и не пряден и не ткан
Положила в уголок берестяной коробок.
Где ни взялся таракан – проел Дунин сарафан!
3 реб: Жил у барина батрак, заработал он пятак.
На базар пошел целый рубль нашел
Купил дрожки, поехал по дорожке,
Батраку весело поёт на всё село!
(Дети поют песню «Жил я у барина»)
4 реб: Как у нашего соседа весела была беседа:
Гуси в гусли, утки в дудки.
Чечетки в трещетки, чайки в балалайки!
5 реб: Снегири краснозобочки, застучали в коробочки!
Свиристели в свирели, кукушки в колотушки!
Скворцы в бубенцы,
Две синицы крошки заиграли в ложки!
Играют, играют, всех потешают.
Дети исполняют на инструментах р. н. м. «Я на горку шла», «Ах, вы, сени»
Вед: А что, хозяюшка, у тебя за амбаром нашалил кто? Колья да палки на месте не лежат, горшки да чугунки разбросаны.
Хозяйка: А это леший приходил, да дома меня не застал, вот и напроказил.
Вед: А какой он леший расскажите?
Хозяйка: Леший он у-у-ух какой, одним словом леший!
Входит леший
Хозяйка вскакивает, суетится, усаживает лешего к самовару, чаю наливает.
Хозяйка: Ой, так ведь это Левонтий Михайлович пожаловали! Проходите, милости просим! Будьте как дома, а мы вот тут с ребятами хороводы водим,
Да песни поём, а про вас вспоминаем с уважением, правда, Ребятки?
Леший: Ну так и быть, посижу с вами немножко, чайком побалуюсь. Сччая лиха не бывает, так в народе говорят, а вы мне попляшите.
Хозяйка: Что ж, ребята, придётся уважить лешего.
Выходят дети с ложками.
Мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные
От зари и до зари веселятся ложкари.
Дети исполняют танец с ложками «Светит месяц»
Леший: Молодцы, очень мне понравилось.
Ну чего- нибудь ещё для души.
Девочка: В руки мы возьмём платочки
Расписные тканевые.
Будем радовать гостей
Пляской задушевною.
Танец с платками «Околица»
Хозяйка: А сейчас, детвора, ждёт вас новая игра, а называется она «Колпачок». Выходите и вы, Левонтий Михайлович, уважьте нас.
Все встают в круг. Сначала в центре круга на корточках леший,потом дети сменяют друг друга.
Леший: Хорошо у вас, наплясался, насмотрелся на вас, теперь на целый год
хватит. Пора и честь знать. Порадовала ты меня,
Хозяюшка! Придётся мне во дворе у тебя всё поправить.
До свидания (уходит)
Вед: Ну что же, ребята, уже на дворе темно, вот и леший ушел и нам свами пора.
Хозяйка: Ох, совсем забыла, пойду посмотрю, как там мои калачи в печи
Выходит с печеньем.
Гости, будьте все здоровы, калачи мои готовы. Возьмите на
дорожку (отдаёт блюдо ведущей. Подходит к зрителям с
подносом.) И вы угощайтесь, гости званые да почетные.
Вед: Становись- ка, народ, на прощальный хоровод. Поклонимся на
прощание нашей хозяюшке за веселье, да за угощение (русский
поклон)
Хозяйка: Приходите ещё.
Дети встают в хоровод и хороводным шагом под музыку уходят за ведущей.
Дети: Завести! (хоровод «Посею лебеду» — садятся)
Источник