У меня болит нога намаз как делать

Допустимо ли тем, кто испытывает боли в коленях, совершать намаз сидя?

Когда допустимо совершать намаз сидя

Когда допустимо совершать намаз сидя

Вопрос:

Допустимо ли тем, кто испытывает боли в коленях, совершать намаз сидя?

Ответ:

Обязанности в нашей религии распределены в зависимости от возможности раба (Бакара: 286); в ситуациях, когда не хватает сил, работает принцип облегчения (Бакара: 185). Также причиной облегчения считаются препятствия, связанные с трудностями при выполнении каких-либо столпов намаза. Поэтому человек, который не в состоянии совершать намаз в нормальной форме — стоя, совершает намаз сидя. Согласно своему состоянию этот человек будет совершать намаз на коленях, либо скрестив ноги, или положив их на бок, либо направив в сторону кыблы, если не может подгибать ноги под себя.

Действительно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одному больному сподвижнику, который спросил его, как совершать намаз, сказал: «Совершай намаз стоя. Если ты не в состоянии совершить стоя, совершай сидя, если и сидя не получается, совершай на боку» (Бухари, Таксирус-Салят, 19). Поэтому тот, кто может стоять на ногах либо не в состоянии совершить земной поклон будучи сидящим на полу, начинает намаз стоя и, садясь на пол после поясного поклона, обозначает земной поклон условным движением головы. Тот, кто может стоять на ногах, но после сидения не в состоянии встать, начинает намаз стоя, а после земного поклона завершает намаз сидя. Человек, который не в состоянии условно обозначать земной поклон движениями головы, оставляет намаз на восполнение, потому что глазами, бровями или сердцем обозначать поклоны нельзя (Мевсили, аль-Ихтияр, Стамбул, I, 76-78). Если человек в состоянии стоять на ногах и совершать поясные поклоны и не садиться на пол, он начинает намаз стоя, а после поясного поклона обозначает земной поклон, сев на табуретку или стул. Тот, кто не в состоянии стоять на ногах, положив ноги на бок либо направив их в сторону кыблы (если он не сидит на полу), совершает намаз, сидя на табуретке, стуле и подобных предметах, условно обозначая поясные и земные поклоны движениями. Наконец, совершая поклонения Аллаху, нужно быть в крайней мере искренним и стараться добросовестно выполнять условия религии. 

Читайте также:

  • У меня болит нога намаз как делать

    Коран и современная наука

    Коран, основной источник исламской веры, имеет божественное происхождение и содержит божественное руководство для всего человечества. В этой статье мы намерены дать объективный анализ мусульманской веры относительно божественного происхождения Корана в свете установленных научных открытий

  • У меня болит нога намаз как делать

    Пророк Ильяс (а.с.) и его борьба с многобожием

    Ильяс (а.с.) – один из тех пророков, о которых кратко упоминается в Коране (Ан’ам, 6:85; Саффат, 37:123). Он призывал свой народ к единобожию (таухиду), обратившись к ним с такими словами:
    «Неужели вы не устрашитесь? Неужели вы взываете к Баалу и оставляете Самого прекрасного из творцов – Аллаха, Господа вашего и Господа ваших отцов?»

  • У меня болит нога намаз как делать

    Что делать с дурными мыслями?

    Дурные мысли – спутники каждого из нас, потому что никто не застрахован от наущений шайтана и собственного нафса. Но для многих дурные мысли – это не просто «случайные прохожие», а нечто вроде собственной тени, которую они стараются, но не могут победить. Так что делать с ними? Ответ на самом деле прост и краток.

  • У меня болит нога намаз как делать

    Можно ли не поститься в Рамадан, если я работаю на тяжелой работе?

    Можно ли оставить обязательный пост на потом, и восполнить его, если человек работает на тяжелой работе, и ему не совсем удобно поститься?

  • У меня болит нога намаз как делать

    Люди, для которых брак является харамом

    В зависимости от положения человека, никях может быть фардом, ваджибом, сунной, макрухом или харамом.

  • У меня болит нога намаз как делать

    Какие три вида терпения должен проявить мусульманин?

    Мы, будучи мусульманами, искренне верим, что трудности являются испытанием от Аллаха. То, что Аллах предопределяет для нас, благое или нет, является для нашего же блага. И Он дарует награду только тем, кто проявляет терпение и непреклонность. Паника и нетерпение не могут предотвратит предопределенное Всевышним. Выражение недовольства и жалобы являются противоположным терпения. Мы верим, что только Аллах может защитить нас от любого зла, и только Он может облегчить наши страдания. Поэтому терпение – неотъемлемое качество верующего, часть веры.

  • У меня болит нога намаз как делать

    Таким предстанет ДиКаприо, играя знаменитого Джалалуддина Руми

    Голливудский актер, обладатель престижнейшей кинопремии «Оскар» Леонардо Ди Каприо может сыграть известного поэта-суфия Джалаледдина ар-Руми, который жил в XIII веке, пишет The Guardian.

  • У меня болит нога намаз как делать

    9 хадисов, которые заставят вас пересмотреть свое отношение к родителям

    Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Доброе отношение к родителям – важнейшее обязательство».

Источник

Человек, который может стоять и может совершить поясной поклон (руку‘), но не может сделать земной поклон (суджуд), выполняет намаз следующим образом:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит вступительный такбир «Аллаhу акбар» с намерением совершить соответствующий намаз.

2. Читает суру «Аль-Фатиха» стоя.

3. Совершает поясной поклон как обычно, чтобы ладони были на уровне колен, и задерживается в этом положении на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh».

4. Возвращается в положение стоя и задерживается в этом положении на некоторое время (тумаънина).

5. Затем молящийся садится на стул (в кресло, на скамью), предварительно подготовленный для этого, и совершает земной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положениинекоторое время. При этом молящийся читает те же молитвы, которые обычно читаются при совершении земного поклона.

6. После этого необходимо сидеть между двумя земными поклонами, то есть вернуться в положение сидя и задержаться в этом положении на некоторое время.

7. Совершает второй земной поклон: наклоняется так же, как при первом земном поклоне, и находится в этом положении некоторое время.

8. Затем молящийся встает для выполнения второго ракаата.

9. Повторяет все пункты как в первом ракаате, но после второго земного поклона не встает, а сидя читает «Ташаhhуд» и «Салават», если он совершал утренний намаз. После этого он выходит из намаза, то есть завершает его, произнеся «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh», при этом рекомендуется повернуть голову сперва вправо, а затем влево. Этим он завершает свой намаз.

Читайте также:  можно ли в баню при подагре если болит большой палец ноги

Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто может стоять, но не может совершить поясной и земной поклоны

Кто может стоять при выполнении намаза, но не может совершить поясной и земной поклоны, тот делает следующее:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит «Аллаhу акбар» вместе с намерением для совершения соответствующего намаза.

2. Стоя читает суру «Аль-Фатиха» так, чтобы слышать себя.

3. Садится в кресло (на стул), совершает поясной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положении, в состоянии покоя, в течение времени, необходимого для произнесения «Субханаллаh».

4. Затем садится и задерживается в этом положении на время, необходимое для произнесения «Субханаллаh».

5. Совершает первый земной поклон, т.е. наклоняется вперед больше, чем наклонялся при совершении поясного поклона.

6. Возвращается в положение «сидя», находится в этом положении некоторое время.
7. Совершает второй земной поклон так же, как и первый, находится в этом положении в состоянии покоя столько, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh».

8. Встает для совершения второго ракаата, выполняет все так же, как и в первом ракаате, но после второго земного поклона сидит для чтения «Ташаhhуда» и «Салавата», если молящийся совершал утренний намаз.

9. После этого он заканчивает намаз произнесением «Ас-Саляму ‘аляйкум».
Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто не может стоять

Человек, который не может совершать намаз стоя, выполняет его сидя.

Молящийся сидит лицом к Кибле.

Говорит «Аллаhу акбар» вместе с намерением выполнять соответствующий намаз и читает суру «Аль-Фатиха» сидя.

Делает поясной и земной поклоны так же, как описано выше, но так как он не может стоять, выполняет все сидя.

Из книги «Намаз — опора религии»

Источник

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры – намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном разделе нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело совершать молитву. В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл…» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда (земном поклоне) должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) – половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Читайте также:  Если болит поясница и икры ног

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Источник

Как совершать намаз во время болезни?

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Как совершать намаз во время болезни?

• Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

• Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

• Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

• Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

• Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

• Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

• Если человек в  состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

• Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

• Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
• Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. Св. Коран, 22:78).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии»[1].

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли[2], которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать»[3].

«Больной [физически][4], если может, молится стоя. Если не в состоянии [стоя], то – сидя. Если он не может совершать земной поклон, то пусть совершает наклоны головой [туловищем] так, чтобы наклон земного поклона был более низок, чем наклон поясного. Если он не может молиться сидя, то пусть молится лежа на правом боку лицом в направлении Каабы. Если и это будет затруднительно, то пусть молится на спине, располагая ноги в направлении Каабы»[5].

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует[6]. Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется[7].

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя»[8].

Читайте также:  Почему сильно болят ноги и руки и немеют

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее[9].

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы[10]. Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы[11].

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса[12]. Они делают акцент на том, что о больших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

[2] Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

[3] Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

[4] Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

[5] Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

[6] Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

[7] Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

[9] Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

[10] Большая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

[11] Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

[12] Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

[13] Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т.  Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

Источник